Старообрядчество 

Исходной формой религиозного сектантства в России явилось старообрядчество – ряд религиозных течений, отрицавших обрядовую форму русской православной церкви, осуществленную патриархом Никоном в 1650-х гг. Старообрядчество жестоко преследовалось царской администрацией и официальной церковью. Совращение православных в ересь строго пресекалось и к расколу применялось публичное ока-зательство (ряд запрещений, в частности, устраивание крестных ходов, пение на улицах, площадях и т. д.). Спасаясь от репрессий, старообрядцы бежали в труднодоступные малозаселенные местности – в Поморье, Заволжье, на Дон и Яик, в Сибирь, за рубежи России. Крупнейшим духовным и организационным центром старообрядчества была Москва. К старообрядчеству примыкали различные слои общества: боярство, духовенство, стрельцы, крестьянство, посадское население. Социальная неоднородность обусловила наличие большого числа группировок, на которые разделилось старообрядчество. Основными течениями старообрядчества являются беглопоповщина, поповщина и беспоповщина.Беглопоповщина – это наиболее ранняя форма старообрядчества. Название свое это течение получило из-за того, что верующие принимали священников, переходящих к ним из православия. 

Трубадуры. Религия любви

     У каждой эпохи есть своя цветочная гамма, своя мелодия. Случается,  что торжественные хоралы и мессы легко заглушает скабрезная  песенка,  а  нежная лютня перекрывает гулкие вздохи органов.

     Тысячелетие, условно разделившее античность и новые времена,  с  трудом умещается в прокрустово ложе, традиционно именуемом Средними веками – эпохой крестовых походов. Замершая в ожидании вестей от крестоносцев Европа бредила мрачным фанатизмом и невежеством, аскетическим  умерщвлением  плоти,  ужасом перед адскими муками и постоянным ожиданием Страшного Суда.

     Но было в то время и нечто совсем иное - полнокровная жизнерадостность, утонченная роскошь, куртуазная изысканность жестов и слов.

Тулузский крест

   КАТАРЫ (от греч. "чистый") - еретическая секта, появившаяся около  1116г. в Италии, ставшей впоследствии важнейшим центром катаров.

  Эта секта имела большое сходство с  манихеизмом.  О  ней  имеется  мало сведений, т. к. катары скрывали свои доктрины не только от света,  но  и  от своих прозелитов низших степеней.  Катары  верили  в  переселение  душ.  Они предполагали,  что  для  того,  чтобы  достигнуть  света,  потребуется  семь подобных переселений. Катары не почитали, презирали крест, т. к. считали его орудием смерти Иисуса Христа, и говорили, что крест - это изображение  зверя в Апокалипсисе и предмет омерзения в святом храме. Катары вели  трудолюбивую жизнь, основывали школы и больницы.  Они  не  порицали  самоубийства,  имели коммунистические наклонности и были против брака.

Манихеи

     В IV в. в Римской империи появляется  секта  МАНИХЕЕВ,  основанная  на дуалистическом мировоззрении  и  близкая  к  гностический  учениям,  которая приобретет особое значение в последующие века.

     Название   этой   секты   происходит   от   имени   ее   основателя   - полулегендарного Мани (ок. 216 - 276). Он родился в  Ктесифоне  (Персия),  в сельце  сектантов-"крестильников",  примыкавших   к   гностическим   общинам мандеев. В силу этого Мани  рано  познакомился  с  эзотерическими  учениями. Какое-то время он был христианским пресвитером.

     Черпая   понемногу   из   разных   источников,   он   выработал    свою христианско-гностическую   доктрину   и   под   именем   Параклеита    начал проповедовать новое учение при дворе персидского царя Шапура  I.  Со  своими проповедями он обошел многие города и страны, добрался  до  границ  Индии  и Китая, где познакомился с даосами и буддийскими монахами. Именно в это время он угодил в рабство, откуда его выкупила богатая вдова. Этот факт  биографии (возможно, вымышленный) так подействовал на воображение его  последователей, что они прозвали своего  пророка  "сыном  вдовы",  а  вскоре  так  же  стали называться и сами сектанты. На какое-то время Мани совершенно  исчез  из  их поля зрения, удалившись в пещеру, где питался одной травой.

Монтанисты

     Во  второй  половине  II  в.,   когда   в   Римской   империи   начался внешнеполитический, а затем и внутренний кризис, в  христианстве  появляется новое течение. Это течение связано с именем МОНТАНА.  Он  жил  во  Фригии  - одной из областей Малой Азии, которая входила в римскую провинцию Азия.  Был жрецом  фригийской  богини  Кибелы,  потом  принял  христианство   и   начал проповедовать  свое  учение,  в  котором  были  возрождены  элементы  ранних христианских верований.

     Главную роль среди  сторонников  Монтана  играли  пророки.  Возможность обрести дар пророчества признавалась за любым верующим, через пророков  стало распространение нового учения, в то время  как  в  большинстве  христианских общин руководящая роль принадлежала епископам.

Гностицизм

     Гностицизм (от греч. -  познавательный)  -  это  религиозно-философское течение, возникшее в I  -  II  вв.  Гностицизм  явился  формой  связи  новой христианской религии с мифологией и философией эллинизма.

     Важным аспектом гностического восприятия человека было представление  о том, что он состоит из тела, души и духа. Первые два компонента  исходят  от высших сил,  которые  наделили  человека  своими свойствами.  Дух  (пневма) исходит от божества - это его отблеск. Только тот, кто открывает в себе этот отблеск,  становится  избранным,  неподвластным  действию  космических  сил, управляющих миром.

     Совокупность идей о непознаваемом Боге  и  мире,  созданном  не  благим Богом, а низшими силами, о Логосе как посреднике между божеством и миром,  о человеке, который должен пробудить в себе истинное знание о Боге и благодаря этому знанию (по-гречески "гносис") соединиться  с  божеством,  христианские писатели называли гностическими идеями. 

     Среди религиозных течений, групп, сект была одна, учение и организация которой имеют непосредственное отношение к истокам христианства. Это  ЕССЕИ, о которых рассказывают древние авторы (Иосиф Флавий, Филон  из  Александрии, римский писатель Плиний Старший).

     Ессеи имели два главных центра: один в Египте, на берегу озера Маориса, другой в Палестине, на берегу Мертвого моря. Избранное ими для себя название "ессеи" происходит от  сирийского  слова  Asaya,  что  означает  "врачи",  а по-гречески "терапевты", ибо их открытая деятельность среди народа  состояла в излечении физических и нравственных недугов.

Человечество. Путь социализма

 Человечество! Крохотный очаг разума, вспыхнувший в безднах космоса! Как долго готовилось это событие! Вспомните!

 ...Бушуют звезды. Рождаются миры. И вот величаво плывет в черной бездне космоса очередной новорожденный — огромный каменный шарище. Будущая наша Земля. Сперва шар голый и сухой. Потом из его недр выступают на поверхность вода и газы. Он обволакивается атмосферой, покрывается морями. Становится «мокрым». И словно стесняясь своей наготы, окутывается облаками. Проходят сотни миллионов лет, и от «сырости» планета словно плесневеет — кое-где покрывается зеленым налетом. Постепенно эта зелень расползается почти на всю сушу. Еще сотни миллионов лет проходят без видимых изменений. Шар плывет сонный, молчаливый.

Ницше о христианстве

 Все знают, с какой неслыханной резкостью отвергал Ницше христианство. Например: «Кто выкажет сегодня хоть малейшее колебание в своем отношении к христианству, тому я не протяну и мизинца. Здесь возможна лишь одна позиция: безусловное „Нет“» (XVI, 408)…

 Зная об этой пламенной вражде, внимательный читатель Ницше не раз встанет в тупик перед некоторыми его высказываниями, на первый взгляд никак не совместимыми с антихристианством. Ницше случается говорить о христианстве так: «Это лучший кусок идеальной жизни, какой мне по-настоящему довелось узнать: я устремился вслед за ним чуть не с пеленок и, думаю, никогда не предавал его в сердце своем» («Письмо к Гасту», 21.7.81). Он может одобрительно высказываться и о воздействии Библии: «Неизменное благоговение перед Библией, сохраняющееся в Европе, в общем, и по сей день, — это, пожалуй, лучший образчик культуры и утончения нравов, каким Европа обязана христианству…» (VII, 249). Более того, Ницше, отпрыск священнических семей по линии обоих родителей, видит в совершенном христианине«благороднейший из человеческих типов», с какими ему приходилось сталкиваться: «Я почитаю за честь, что происхожу из рода, в котором принимали свое христианство всерьез во всех отношениях» (XIV, 358)…

Сатана в Исламе

 Аллах создал Адама и наделил его прекрасным обликом и стройным сложением. Он наделил его знаниями о названиях разных вещей и явлений, благодаря чему его внутренний облик стал совершенен. После этого Он приказал благородным ангелам поклониться Адаму, выразив тем самым ему почтение и признав его превосходство. Ангелы повиновались приказу Господа, и только Иблис отказался пасть ниц перед Адамом, поскольку он был высокомерен и самодоволен.

Сатана в Каббале

 Самех — пятнадцатая по счету буква, ее числовое значение — 60. Это число можно представить как произведение шести и десяти. Число шесть, как уже писалось выше, символизирует шесть пространственных ориентаций: север, юг, запад, восток, низ, верх. Число десять указывает на цельность, совершенство. Шестьдесят, таким образом, является символом совершенной целостности материального мира. Сама форма буквы самех представляет собой окружность, которая, как бы ограничивая материальную реальность, не дает ее составляющим выйти за определенные пределы. Буквы самех, мэм, хаф, из которых состоит название буквы самех, составляют корень, от которого образован глагол лисмох — «опираться», «поддерживать». В этом смысле буква самех символизирует основу реальности нашего мира, опорой и поддержкой которой является Всевышний.

Сатана в апокрифах

 И пошёл Господь Бог очи [для человека] взять от солнца и оставил Адама одного, лежащего на земле. Пришёл же окаянный Сатана к Адаму и измазал его калом, и тиной, и слизью. И пришёл Господь к Адаму и хотел очи вложить в Адама. И увидел [Господь] его [человека] гадко измазанным. И разгневался Господь на дьявола и начал [так] говорить: «Окаянный дьявол, проклятый, не достоин ли ты погибели? Ради чего человеку сему сделал ты пакость, измазав его? И [поэтому] проклят ты будешь». И дьявол исчез, как молния [прошёл] сквозь землю от лица Господня. Господь же снял с него [человека] пакости сатанинские. И из этого сделал Господь собаку и смешал со слезами Адама. И теслом очистил [Господь] его [Адама] от всех скверн, [и стал Адам] как зеркало. И поставил [Господь] собаку и велел [ей] стеречь Адама. А сам Господь ушёл в горний Иерусалим за дыханием для Адама.
(фрагменты апокрифических текстов)

Сатана в теософии

 Христиане были первыми, кто превратили существование Сатаны в догму церкви. И раз это учредивши, ей пришлось бороться в течение более чем 1700 лет за подавление таинственной силы, которой, согласно своей политике, она должна была приписывать дьявольское происхождение. К несчастью, проявляясь, эта сила неизменно обладает тенденцией опрокидывать такое верование смешным расхождением между приписываемой причиной и следствиями. Если духовенство не переоценило действительной силы «заклятого врага Бога», то надо признать, что он прибегает к большим предосторожностям, чтобы не быть опознанным в качестве «Князя Тьмы», метящего на наши души. Если современные «духи», вообще, являются дьяволами, как проповедует духовенство, то они могут быть только теми «бедными» или «глупыми чертями», которых Макс Мюллер описывает как постоянно являющихся в германских и норвежских сказках.

Перевёрнутая пентаграмма

 Перевернутая пентаграмма является самым узнаваемым «сатанинским символом». Многие непосвященные называют это «звездой дьявола» или знаком Сатаны, имея только иудейско-христианские основы образования, на которые они могут положиться.

 Традиционная белосветническая пентаграмма, указывающая одним концом вверх, считается современными язычниками символом стихий огня, воды, земли и воздуха (четыре нижних угла), находящихся под властью Духа или Божественного (представленного верхним углом). Поэтому, как утверждается,перевернутая пентаграмма означает, что физические элементы и, соответственно, мирской человек имеют гораздо большее личное значение, чем какая либо духовность. Это объяснение учитывает только один, более современный взгляд на метафизическое значение пентаграммы в вертикальном и перевернутом положении.

О непорочном зачатии Христа

 Один из основных догматов христианства — положение о чудесном рождении Иисуса. Согласно христианскому вероучению, Иисус родился от девственницы, чудесным образом зачавшей его без мужчины. Этот догмат основан на известном тексте Евангелия от Матфея: Да сбудется реченное Господом через пророка (Исайя, 7:14): «Итак, Сам Господь даст вам знамение: Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут ему имя Иммануэль». Следует напомнить, что написание слов «Дева» и «Сын» с заглавной буквы существует только в христианских переводах книги Исайи на греческий и другие европейские языки. В оригинальном еврейском тексте Библии этих заглавных букв нет, поскольку в иврите вообще нет заглавных букв. Написание с заглавной буквы слов «Дева» и «Сын» в евангелиях само по себе является христологической интерпретацией библейского текста.