Лаис Коринфская. Лаис была греческая Гетера, которая жила в Коринфе в 4-м веке до Рождества Христова. Плата, которую Лаис получала за свои сексуальные услуги, была легендарной ( только в начале своей карьеры она требовала ночь до 10 000 драхм). Она была знаменита не только в связи со своей красотой, но и покоряла сердца своих клиентов занимательной, содержательной беседой и особенным шармом. Её любовниками были знаменитые деятели античности. Такие как - Аристипп Киренский, который забросал её дорогими подарками, и Ойботас Киренский, который даже хотел на ней жениться.
Есть гипотеза, что она была возлюбленной Диогена - знаменитого философа. В старости она уже не могла так много получать за свои услуги и в итоге страдала алкоголизмом. На её могиле в Коринфе стоит скульптура львицы разрывающей барана. В период Возрождения знаменитый живописец Ганс Гольбейн-младший в 1526 году написал портрет Лаис Коринфской. Он изобразил её в виде молодой женщины в костюме 16 века с золотыми монетами, лежащими перед ней.
Лаис из Хиккара. Лаис родилась в Хаккара (сейчас город называется Карини) в Сицилии. Во время одного из боевых походов греческий полководец Никиас захватил её вместе с матерью в числе остальной добычи и привёз в Коринф. Её мать, Тимандра, была возлюбленной члена Афинского Сената Алкибиадеса. Известно,что сам Демосфен-знаменитый древнегреческий оратор и гениальный живописец Апелес ( упоминаемый Б.Пастернаком в его романе «Детство Люверс») принадлежали к платящим клиентам Лаис из Хаккара. Хотя от Демосфена она напрасно требовала 10 000 драхм. Позже она переехала в Фессалоники. Там в храме Афродиты- богини любви, плодородия и красоты, группой сговорившихся против неё женщин в 340 году до Рождества Христова, Лаис из Хиккара была убита. Известно,что она похоронена в Пиниосе.
Известными женщинами ,занимающимися этим ремеслом можно назвать также и Ламиу – Гетеру Деметриоса И.Полиоркетеса; Леэну, Неайру, а также прекрасную несравненную Фрине, которая позировала знаменитому скульптору Праксителю при создании статуи Афродиты Книдской.
История этой дамы такова: от рождения она звалась Мнесарета Mnēsaretē´ (древнегр. Μνησαρετή), что в переводе на русский означает «напоминание о добродетели». В последствии у неё будет имя Phryne Φρύνη „Жаба» в связи со слегка оливковым цветом её кожи. Она жила в местечке Θέσπεια Феспия в 4-м веке до Рождества Христова и была Гетерой. Сначала она была бедной торговкой каперсами. Но затем в Афинах благодаря своей немыслимой красоте, она достигла необычайного богатства. Она была настолько богата, что могла бы в Фивах построить за свой счёт крепостные стены. Если бы фиванцы повесили надпись на этих стенах: «Александр разрушил эти стены, а Гетера Фрине их восстановила». Но они этого не сделали. В период её расцвета она почиталась, как представительница богини любви Афродиты на земле и служила моделью гениальному живописцу Апелесу для его Анадиомены и не менее гениальному скульптору Праксителю для статуи Афродиты Книдской.
В храме в Феспии рядом со статуей Афродиты Праксителя стояла, изображавшая Фрине статуя, того же скульптора. Рассказывали, что её соблазнам никто не мог противостоять.
Она была любовницей самого Перикла. На основании её утверждений, что красотой она может померяться с богиней Афродитой, Фрине была обвинена в безбожии. Этого обвинение дало почву для развернувшегося вскоре в Афинах настоящего скандала. По одной версии Фрине, выступая перед судом (Ареопаг), распустила волосы, сняла свою одежду и продемонстрировала собравшимся своё тело, как «доказательство». Суд (Ареопаг) отреагировал тем, что оправдал Фрине.
По другой версии в суде её любовник и адвокат, политик Гипереидес сорвал с Фрине одежды и, в связи представшем суду зрелищем невероятной красоты, она была оправдана. Эту сцену изобразил французский живописец Жан-Леон Жером в 1861 году в картине «Фрине перед Ареопагом».
Примечательно,что в юридической практике был прецедент (случай) когда в 1922 году адвокат Эрих Фрей с «тактикой Фрине» смог добиться для стриптиз - танцовщицы из ночного клуба, которая обвинялась в возбуждении общественных беспорядков, Лолы Бах оправдательного приговора. О Фрине были написаны некоторые книги и оперетта.
Была известна Фодорис , а также Фитионике и Гликера – Гетеры Харпалоса.
Фитионике – также жила в четвёртом веке до н.э. в Вавилоне, в котором тогда наместником был Харпалос. Его назначил Александр Великий на это место, доверив к тому же и казну древней месопотамской Метрополии на время своего отсутствия. Харпалос возжелал «рабу любви» в 329 году до Р.Хр. и платил ей за плотские радости из городской казны. Когда же в 324 году до Р.Хр. она умерла, то он заставил поклонятся ей, как Афродите Фитионике. В её честь была построена в Вавилоне улица, а также в Афинах проложена улица от Афин к Елезиусу. Вдоль этой улицы были поставлены роскошные гробницы. Эти гробницы стоили до 200 талантов (невероятная по тем временам сумма) и были такими большими, что оставили в тени гробницы Милтиадеса, Перикла и Кимона. Что вызвало волну негодования населения. Авторы древнегреческих комедий часто упоминают имя Фитионики в своих произведениях.
Гликера. Она была Гетерой Харпалоса после смерти Фитионике.Так же Харпалос содержал её за счёт казны и это послужило тому, что над греками надсмехались и издевались в Вавилоне. Но Харпалос воспользовавшись связями Гликеры посылал зерно в Афины и тем самым заслужил афинское гражданство. Александр возвратился из похода в Индию и прогнал его, она последовала за Харпалосом в Афины.
В дальнейшем она остаётся в Афинах, когда Харпалос был изгнан, и становится возлюбленной Менандра- древнегреческого поэта.
Таис – жила также в свою очередь в четвёртом веке до н.э. и знаменита тем, что следовала за Александром Великим в его походе на Персию.
Легенда гласит, что она в 330 году до Р.Хр. принимая гостей вместе с Александром во дворце персидских царей, подговорила опьянённого возлюбленного к сожжению дворца. Её мотив был месть за сожженный персидским царём Ксерксом Первым в 480году до Р.хр. Акрополис в Афинах, её родном городе. Согласно преданию так звучал её тост, которым она призывала разрушить и сжечь дворец. Была ли Таис с Александром в связи – не известно. По версии бытописателя того времени Арриана, который со слов одного из генералов Александра, позднее египетского царя Птолемея Первого, писал о походе, Таис не принимала участия в разрушении дворца. Но, если принять во внимание, что Таис впоследствии вышла за Птолемея Первого замуж и родила ему троих детей, то можно предположить, что её имя специально не упомянуто, чтобы его не порочить. О дальнейшей её жизни достоверных сведений нет.
Уже в древней Греции в 300 году до н.э. знаменитый поэт Менандрос написал комедию «Таис»; сам Данте Алигьери в своей «Божественной Комедии» в 1310 году помещает её в Ад. Там в Кругу Льстецов она томится в яме полной навозной жижи; в 1972 году Иван Антонович Ефремов пишет роман «Таис Афинская», где он описывает встречу Таис с Александром Великим и весь путь до её смерти, как египетской царицы; кроме некоторых других европейских авторов писавших о ней, в 1890 году Анатоль Франс написал роман «Таис», который вдохновил композитора Жюля Массне написать одноименную оперу. Эта опера с блистательным успехом в 1894 году была представлена в Париже. Знаменитый английский живописец Джошуа Рейнолдс в 1781 году написал картину «Таис ведёт к разрушению дворца Персеполиса».
Сапфо. Отнести эту женщину к Гетерам в наше время было бы не правильно. Но в 600 годах до н. э. образ жизни Сапфо иначе трудно было классифицировать.
Имя Сапфо согласно аттическому греческому языку (Σαπφώ Sapphō) жила в седьмом веке до нашей эры. В античной Греции она была поэтессой и такой значительной, что принадлежала к «Канону девяти лириков». Сапфо жила в Mytilene на острове Лесбос, в культурном «Центре семи муз». Творчество этой поэтессы считается самым значительным в период дохристианских столетий. Основную роль в её стихах играет эротическая любовь. Особенно воспевается любовь среди юных девушек и их учительницы.
К сожалению, от её, по словам современников, обширного наследия сохранилось всего 7%. Жизнь поэтессы описана преимущественно в поздних легендах. Она была патрицианского происхождения из старого mytilenischen рода и по политическим мотивам должна была бежать в Сицилию. В 591 до н.э. она возвращается на Лесбос и собирает вокруг себя учениц, которым преподаёт основы стихосложения, правила игры на музыкальных инструментах, учит их пению и танцам. Вместе со своими ученицами поэтесса участвует в литургиях в честь различных богов.
Есть предположения, что Сапфо была замужем за состоятельным предпринимателем по имени Киркилас с острова Киклады Андрос. От него у неё была дочь по имени Клиес, чьи белокурые волосы поэтесса описывала в свои стихах, как « светлее, чем факельный свет».
В более поздних легендах описывается у Менандра и Овидия, что Сапфо свела счёты с жизнью прыгнув с прибрежных утёсов в пучину, из-за безответной любви к красавцу Фэону. По преданию Фэон, обладавший неземной красотой, был паромщиком между Лесбосом и Малой Азией. В данном случае географическая близость к родине Сапфо могла не в последнюю очередь способствовать образованию такой версии. Через два столетия после её смерти, Платон до такой степени высоко оценил лирику поэтессы, что называл её десятой музой. Опираясь на упоминания о стихах поэтессы от Катулла и Горация основная тема этих произведений была любовь к женщинам. На основании этого и найденных отрывков её стихов на папирусах, учёные назвали эти стихи «воспевающими любовь Лесбоса т.н. лесбийскую любовь» или «сапфическую любовь». Эти термины вошли в обиход, как обозначение женского гомосексуализма.
Аспазия. Аспазия (древнегреч. Ἀσπασία * в 470 до Р. Х. в Милете ; † в 420 до Р. Х. в Афинах) была философ, оратор и вторая женщина правителя Афин Перикла. Аспазия из Милета (в сегодняшней Турции провинция Айдын) основала в Афинах философский салон. В этом кругу она была не только гостеприимной хозяйкой, но и очень ценимым оратором. Авторские речи, написанные самой Аспазией, не сохранились.
Даже в «Диалогах « Платона упоминается Менексеносом мнимая речь Аспазии. Несмотря на это, из повествований других философ и современников этого период, свидетельствует, что Аспазия была чрезвычайно образованной женщиной, которая была знакома новейшими философскими течениями того времени из Ионии. Сократ, Софокл, Еврипид, Фидий и вся элита того времени предположительно могла общаться в её доме. В сочинениях Платона Менексеноса, Платон ссылается на Аспазию, как на свою преподавательницу риторики. С другой стороны, Аспазия изображается в античных комедиях, например в пьесах знаменитого Аристофана, как Гетера, принижая её тем самым.
Плутарх сообщает, что Аспазия происходила от Аксиохоса и прибыла в Афины из Милета. Предполагают,что у Аспазии был внебрачный сын от правителя Афин Перикла, который получил такое же имя, как и отец – Перикл Младший. На основе так называемого закона «О внебрачных детях» (451 до Р. Х. только от связи аттических граждан может родиться полноправный гражданин Афин. Что в случае Перикла Младшего не помешало ему впоследствии стать великим афинским военачальником, хотя изначально шансов было мало. Связь афинянина с жительницей Милета с правовой точки зрения считался не правомерной и приравнивалась к «конкубинату» (лат.concubitus спать вместе в сексуальном смысле ). В глазах общественности такая связь противоречила всем правилам и традициям, поэтому считалось, что Аспазия – Гетера. Ей приписывалось ответственность за вспыхнувшее Самосское восстание (441 до Р. К.). Также в античной комедии Гермиппа она обвинялась в сводничестве, что привело к судебному процессу, в котором сам Перикл с большим трудом смог добиться оправдательного приговора.
После смерти Перикла (429 до н. э.) Аспасия вышла замуж за почитателя Перикла - богатого человека Лизикла и жила с ним в Афинах до самой его смерти. Благодаря её мудрости он стал известен и уважаем в Афинах.
Дальнейшая судьба её не известна.
К сожалению, ограниченность времени и места не позволяет нам в полной мере отразить всю невероятную историю явления «Гетера». Одно можно точно отметить, что в последующие века, такого рода образ жизни имел продолжение в явлениях «Метресса», «Куртизанка», «Гейша» и др.