В 1956 г. Джим Джонс, бывший пастор церкви "Ученики Христа" основал собственную церковь под названием "Народный Храм". В своих проповедях он делал основной акцент на борьбе с расизмом и открытом сочувствии левым политическим идеям. Джонс даже усыновил 7 детей разных национальностей. Обладая несомненным проповедническим даром, Джонс сумел привлечь немало последователей, ставших прихожанами его церкви. Популярность "Народного Храма" росла. Вскоре Джонс стал заявлять об открывшихся у него "новых способностях": "божественном предчувствии" и даре целит ельства. Его проповеди постепенно превратились в шоу, непременным атрибутом которых стали пророчества и "чудесные" исцеления. Теперь он уже не был просто пастором: последователи называли его "отцом" и "пророком Божьим".

Джим Джонс (1931—1978), основатель секты Народный Храм
Джим Джонс (1931—1978), основатель секты Народный Храм

  Тем не менее, власти и общественность не замечали тенденции превращения "Народного храма" в секту. За расовый диалог мэр Чарлз Босуэл назначил Джима Джонса директором городской комиссии по правам человека. Однако вскоре его постигли финансовые неудачи, и, чтобы избежать скандала, Джим Джонс заявил в своем новом "пророчестве" о видении грядущего ядерного Апокалипсиса. В откровении Джонса говорилось, что его паства должна последовать за ним в Рэдвуд Вэйли, штат Калифорния. 100 человек послушались "пророка" и переехали в Калифорнию. Здесь Джонс продолжал выступать как "пророк" и "целитель". Он проповедовал в Филморе, пригороде Сан-Франциско. На новом месте Джонс также поддерживал дружеские отношения с властями. Вскоре "Народные Храмы" появились в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. В 1972 г. журналисты Лестер и Кинсолвинг отметили сектантские тенденции в общине Джонса. После этого он отвернулся от журналистов. Джонс предпочитал "покупать" положительные отзывы о себе и "Народном Храме". За "профессиональную журналистику" он назначил премию в 4.400 $. Хвалебная статья о Джонсе появилась даже в "Вашингтон пост".

  В сентябре 1972 г. Джонс купил за 122 000 $ пустующий зрительный зал на бульваре Джири в Сан-Франциско и там создал свой центр. Для удержания имиджа протестантской церкви, Джонс старался найти поддержку среди негров-протестантов. Его, в частности, поддержал пастор церкви "Македония" Джордж Брэдфорт. Вскоре число последователей "Народного Храма" достигло 7 000 человек. Джонс даже начал издавать собственную газету под названием "Народный форум" и получил 30 минут эфира на городском радио. Джонс по-прежнему поддерживал левых политиков, благодаря чему он подружился с мэром Джорджем Москонэ. Джонс обеспечил ему победу на выборах за счет голосов своих последователей и за это 18 октября 1976 г. получил место в городской комиссии по жилищному управлению. Джонс рассчитывал, что дружба с властями позволит ему бесконтрольно распоряжаться судьбами своих последователей и в секте начались многочисленные злоупотребления на сексуальной почве. Кроме того, Джонс стал проповедовать приближение скорого Конца света, нагнетая апокалиптические настроения среди сектантов. Однако расчеты Джонса полностью не оправдались. Злоупотреблениями в секте заинтересовались независимые журналисты и, в конце концов, власти вынуждены были обратить внимание на происходящее. Больше всего Джонс подвергался критике со стороны правых политиков за сочувствие коммунистам и проповедь социалистических идей. Конфликт разрастался.

  Джим Джонс принял решение переехать с большей частью своих последователей в Гайяну (бывшую британскую Гвиану), латиноамериканскую страну, получившую независимость в 1966 г. В конце 60-х годов Джонс посетил эту страну с миссионерской поездкой и остался весьма доволен: в Гайяне было социалистическое правительство и много незаселенных территорий, где можно было построить "коммунизм на межрасовой основе". В декабре 1973 г. 4 эмиссара "Народного Храма" прибыли в Гайяну, чтобы найти место для будущего поселения. В результате был куплен глухой участок в джунглях, в 6 милях от Порт-Кайтума. Там был заложен поселок, получивший название Джонстаун ("Город Джонса"). К концу 1977 г. Джонс и большинство его последователей, продав все имущество переселились в Гайяну. В США остались 100 человек, которые должны были высылать в Джонстаун продовольствие и необходимые материалы для строительства, которые нельзя было достать в Гайяне.

  В поселке, полностью оторванном от внешнего мира, Джонс дал волю своим диктаторским замашкам. В Джонстауне установился жесткий тоталитарный режим: подъем и еда только по команде, за нарушение дисциплины – телесные наказания. Жестоко наказывали не только взрослых, но и детей. Из лагеря никого не выпускали – кругом была вооруженная охрана. При этом сектантов постоянно "готовили" к Апокалипсису, приучая к мысли при необходимости совершить самоубийство, приняв яд. Несколько раз происходили "репетиции" массовых самоубийств.

  Всякая связь с внешним миром пресекалась, однако отдельные сведения о злоупотреблениях в лагере Джонса все же просочились. В США правительство начало беспокоиться о судьбе своих граждан, затерянных в джунглях Гайяны. В итоге Джиму Джонсу был предъявлен ряд обвинений. Конгрессмен от штата Калифорния Лео Райян в сопровождении группы репортеров отправился в Гайяну.

  Узнав об этом Джонс решил приблизить приход Небесного Царства. 18 ноября 1978 г., когда на аэродроме Порт-Кайтума приземлился самолет конгрессмена Райана, сектантские боевики встретили его выстрелами. 5 человек было убито. Когда весть об этом дошла до лагеря, Джонс приказал всем принять яд. Сначала отравили детей, дав им лимонад с цианидом, затем яд приняли взрослые. Пытавшимся бежать стреляли в спину. В итоге более 900 человек, включая самого Джонса, погибли. Так трагически завершилась история "Народного храма".

В Джонстауне (Гайана) покончили с собой более 900 последователей секты
В Джонстауне (Гайана) покончили с собой более 900 последователей секты " Народный Храм"

  В 1965 г. деятельность секты была перенесена в Калифорнию. Обещания Джонса об установлении равенства и гармонии в «Народном храме» были наглой демагогией, обманом, ничем не отличавшимся от его шарлатанских уверений, будто он обладает способностью воскрешения мертвых. Джонс пытался играть на неприятии членами секты норм и ценностей «американского образа жизни», вызывавшем преследования. В результате сторонники «Народного храма» переселились в дикую, необжитую местность в далекой Гайане. 

В Джонстауне (Гайана) покончили с собой более 900 последователей секты

  Семьи погибших членов «Народного храма» возбудили иск против американского ЦРУ, собрав многочисленные доказательства его причастности к кровавым событиям в Гайане. В октябре 1983 г. Верховный суд США отклонил иск родственников жертв этой чудовищной акции. 

  Трагедия в Гайане несколько замедлила рост «новых культов», но очень ненадолго. Если некоторые общества теряли членов, другие за последнее время стали вновь быстро набирать силу.