Путешествие — это путник. Если три человека, например, сбежавший от родителей трудный подросток, студент архитектурного института и молодой миллионер проедут одним и тем же маршрутом через всю Европу, а потом расскажут об этом какому-нибудь нечаянному слушателю вроде нас, то мы получим три совершенно разных описания. Причем все трое будут говорить чистейшую правду и свято верить в собственную правоту. И лишь тому, кто выслушает все три истории, придет в голову мысль, что на самом деле рассказы этих людей описывают не Европу, а их самих: их круг общения, привычки, интересы, мировоззрение, психологические проблемы и так далее. Любое путешествие — это путник, единственное в своем роде и оттого уникальное со-бытие, разворачивающееся в пространстве и времени. Речь здесь идет даже не о субъективности, которую мы приучились считать чем-то заведомо плохим, а о кажущихся непреодолимыми границах человеческой личности, определяющих наши маршруты в мире и в жизни.

 Стражи несвободы. Привычки, стереотипы и предвзятость — это жестокие стражники, охраняющие темницу личности, чтобы мы не смогли совершить из нее побег, а личность — это всего лишь тюрьма, построенная для нас родителями, знакомыми и обществом. Согласившись играть отведенную нам социумом роль, мы добровольно отказываемся от побега, надеясь на возможное помилование или неожиданное освобождение. Однако главная проблема состоит в том, что содержание в этой темнице пожизненное и никто даже теоретически не рассматривает возможность нашего досрочного освобождения. Мы привыкли играть роль заключенных, хотя можем освободиться в любой момент, ведь тюрьма эта создана только благодаря нашему попустительству, а стражники опасны лишь до тех пор, пока мы верим в их власть над нами.

 29 февраля. О том, как избавиться от привычек и раскрепостить свое сознание, написаны тысячи книг. Надеюсь, мне не нужно напоминать вам прописную истину, что среди них нет «самой правильной», а есть лишь те, которые подходят или не походят лично вам. С учителями и наставниками, впрочем, дело обстоит точно так же. Значительная часть этих книг и наставников не приносят никакой пользы, но в этом нет их прямой вины. Дело все в том, что бизнес, построенный вокруг индустрии самосовершенствования, требует от каждого гуру привлекать как можно больше клиентов, убеждая их в собственной особенности и неповторимости, но именно в этом и заключается их принципиальная фундаментальная ошибка. Человек верит, что ему нужен особый путь, потому что и сам он какой-то особенный — не такой так все, и вместо того, чтобы заниматься делом, ему приходится тратить жизнь на поиски этого самого «особенного пути». Но в чем, собственно, особенность этой пресловутой особенности? 29 февраля случается раз в четыре года, а много интересного с вами случилось в этот «особенный» день?

 Маленький шаг. Перестать верить в свою исключительность — это уже исключительный поступок для современного человека. Нам трудно это сделать, потому что многие боятся потерять свою индивидуальность и «стать как все». Хотя если вдруг нам встретится человек, ставший как все остальные семь миллиардов людей и вобравший в себя все их черты, мы назовем такого человека богом. Нет, перестать верить в свою исключительность, значит перестать считать себя 29-м днем февраля, перестать питать свое чувство важности и отказаться от идеи собственной избранности. Стать великим и написать у себя на лбу «я велик» — это совершенно разные вещи. К сожалению, вся сегодняшняя жизнь убеждает нас в обратном: «имидж — все, жажда — ничто». Реальность приносится в жертву иллюзиям, которые затуманивают и порабощают разум людей хуже алкоголя или наркотиков. Наркоманы и алкоголики, по крайней мере, порой догадываются, что с ними что-то не в порядке, а современный человек свято убежден, что с ним все о'кей, потому что остальные ведут себя так же. Но с нами давно уже не все о'кей, мы лишь надеваем маски, чтобы вызвать у окружающих зависть или раздражение нашими иллюзорными успехами, хотя никаких по-настоящему важных успехов у нас нет.

 Вредные привычки. Победить веру в собственную исключительность чертовски легко и вместе с тем необычайно трудно — нужно попросту избавиться от двух вредных привычек: постоянно думать о себе и осуждать окружающих. Звучит слишком просто, чтобы быть правдой, но скорее всего вы просто не до конца осознали, насколько глубоко эти привычки проникли в нас и как часто они оказывают существенное влияние на наши мысли и поведение. Мы думаем о себе не только когда попадаем молотком по пальцу или когда нас обзывают нехорошими словами в общественном транспорте, а практически постоянно: день за днем без пауз и перерывов. Мы поглощены иллюзией, будто весь мир вращается вокруг нас — это и заставляет нас верить в нашу исключительность, а осуждение других служит видимым «доказательством» нашего превосходства над окружающими. На самом деле все это очень печально, поскольку лишено всякого смысла. В мире живут миллиарды людей, каждый из которых в чем-то хуже, а в чем-то лучше нас, но все эти личные качества, черты характера и крупицы личного опыта так сложно и тонко переплетены, что совершенно невозможно вычленить что-то одно, не разрушив всего остального. Кто лучше: Альберт Эйнштейн или Леонардо да Винчи? Смотря в чем, смотря для кого.

 Сотворение монстров. В отношении людей мы повторяем ту же ошибку, что и наши путешественники по Европе. Каждый из нас видит в других что-то свое, что-то признает несущественным, а что-то даже не замечает или на подсознательном уровне отказывается принять. Мы неустанно приписываем окружающим мысли, чувства, мотивы и цели, которых те могут вовсе не иметь. Иногда мы думаем о людях лучше, чем они есть (например, если мы влюблены), но чаще жажда возвыситься хотя бы в собственных глазах заставляет нас конструировать из других людей монстров, достойных в лучшем случае холодного презрения или как минимум нравоучительных поучений. Нужно хотя бы раз в жизни попробовать остановится, пусть не навсегда, но хотя бы на один день: забыть себя и не осуждать никого ни словом, ни делом, ни мыслью. Кто знает, может многие монстры и чудовища тогда просто исчезнут?

 Сосредоточение и концентрация. Человеку постоянно мешает сосредоточенность на себе и одновременно полная неспособность сконцентрироваться на чем-то, кроме себя. Нам кажется, что постоянно думать о себе — легко, а сконцентрироваться на каком-нибудь предмете, фразе или абстрактном понятии — чрезвычайно трудно. На самом деле это не так. Мы прилагаем огромные усилия, чтобы думать о себе: смотрим на себя в зеркале, пытаемся выведать, что о нас думают окружающие, беспокоимся о нашей внешности и тратим уйму времени и сил, чтобы выглядеть не хуже других, а желательно — намного лучше. Забота о собственном имидже отнимает у нас кучу ресурсов, а кроме этого нам еще нужно заботиться о постоянном росте самооценки и поддерживать в хорошем состоянии темницу нашей личности. Неудивительно, что у нас не хватает времени на что-то иное! Концентрация — другое дело: здесь мы всегда узнаем что-то новое, а ведь на самом деле мы чрезвычайно любопытные существа, просто стараемся не вспоминать об этом, чтобы не отвлекаться от наших драгоценных персон. Посмотрите на ребенка, когда он рассматривает жука или разбирает сложную игрушку — он сконцентрирован и совершенно не думает в этот момент о себе. В такой момент ребенка невозможно зазвать на обед, даже если он голоден, потому что он поглощен чем-то интересным вне себя. И обратите внимание, насколько легко это дается каждому ребенку, разумеется, если его с младенчества не растили как пуп земли, потакая всем его слабостям и капризам.

 Взрослый — это искалеченный ребенок. Взрослея, мы перестаем удивляться, поверив, будто школа, университет и немного жизненного опыта раскрыли перед нами все тайны мироздания, хотя мы так и не узнали ничего по-настоящему важного. Нас просто отучили задавать правильные вопросы, а мы перестали спрашивать, отчаявшись получить настоящие ответы. Мы хотим гарантий безопасности вместо нового опыта, четких инструкций вместо возможности для импровизации, похвалы вместо права на ошибку, рабов вместо друзей, стен вместо беспредельности. Мы хотим сохранить себя навсегда, хотя в нас нет ничего, что по-настоящему было бы достойно вечности. В молодости мы живем будущим, в старости — прошлым, и никогда — настоящим во всех смыслах этого слова. Мы отрезаны от себя иллюзией времени и власти над материальными объектами. Мы считаем себя избранными — теми, кому суждено завтра проснуться, в отличие от миллионов людей, которые этим вечером заснут навсегда. Мы — калеки, лишенные бытия; печальные клоуны, разменявшие жизнь на фальшивые имиджи счастья.

 Миф о себе. Что же нам делать? Да просто перестать творить миф о самих себе и потакать окружающим, когда они пытаются заставить нас соответствовать их ожиданиям. Самый легкий способ достичь этого был изобретен Карлосом Кастанедой, предлагавшим стереть личную историю. Жаль, что в эпоху вездесущей бюрократии и социальных сетей воспользоваться его советом могут лишь немногие. Однако любой цели всегда можно достичь несколькими путями, поэтому для уничтожения мифа о себе вовсе не нужно обрывать контакты с внешним миром и переезжать на ПМЖ к койотам в какую-нибудь пустыню. Фактически, нам нужно лишь перестать навешивать на себя ярлыки вроде «я либерал», «я монархист», «я христианин», «я сатанист», «я гений», «я ничтожество» и так далее. Нам надо перестать верить в такую откровенную глупость, будто словами можно описать мир или нас самих. Ничего подобного. Слова лишь описывают картинки в нашей голове, а тюрьма личности становится нерушимой, когда мы начинаем верить в реальность слов, написанных на ее стенах.

 Картонный театр. Мы создаем окружающих, а окружающие создают нас. Перестав осуждать других людей за то, что они отличаются от нас, мы освобождаемся от их власти над нами. Они теряют всякое право требовать от нас, чтобы мы стремились быть похожими на них. Если мы на секундочку отвлечемся от своих убеждений и взглядов, то с легкостью заметим, как в любом споре наши противники не только отстаивают собственную точку зрения, но и старательно поддерживают нашу, чтобы мы не выходили за рамки созданного для нас образа. В ход идут логические ухищрения, психологические уловки, троллинг и провокация — все что угодно, лишь бы мы соответствовали висящим на нас ярлыкам. Кем бы вы ни были: христианином, буддистом, сатанистом, либералом, сторонником или противником ЛГБТ, патриотом-охранителем или анархо-примитивистом, ваш оппонент стерпит все что угодно, лишь бы вы добросовестно играли свою роль, не отклоняясь от нее ни на йоту, а вы, в свою очередь, будете требовать от него того же самого, загоняя его еще глубже в темницу собственной ограниченной личности.

 Конец бесконечности. Любая дискуссия может длится бесконечно, во всяком случае, намного дольше, чем смогут прожить ее участники. Любой спор можно прекратить в одно мгновение просто перестав осуждать оппонента за то, что он имеет иную точку зрения. Любое манипулирование и троллинг теряют силу, когда вы от шаблонов и стереотипов в мышлении переходите к импровизации смысловыми кодами. Как только вы перестаете давить, ответное давление исчезает: вопросы перестают нуждаться в ответах, утверждения — требовать доказательств, мнение — опираться на веру в собственную правоту. Не нужно считать себя правым, чтобы иметь точку зрения, полет фантазии не нуждается в оправданиях, а любой вопрос — это не более чем приглашение к игре.

 Маскарад призраков. Маски философий и мировоззрений дарят нам иллюзию защиты и целостности собственного «Я». Однако наша безопасность иллюзорна, поскольку, надев маску бога, мы тут же бросаемся искать человека в маске дьявола, на фоне которого наша несомненная божественность станет очевидна окружающим. Мы ищем конфликта, чтобы с его помощью поддерживать иллюзию целостности собственного «Я». Конфликт помогает нам ограничить все многообразие наших мыслей и чувств, подчиняя их лишь одной точке зрения, которую мы хотим навязать нашему оппоненту. Правы те, кто утверждает, что дискуссия — это в определенном смысле насилие, однако они ошибаются, представляя в качестве жертвы этого насилия оппонента. Дискуссия или, если угодно, спор — это насилие над самим собой, тщетная попытка слиться со своей маской в единое целое, чтобы превратить свой тщательно пестуемый и лелеемый имидж в реальность. Проще говоря, спор — это отказ от самого себя, принципиально невыполнимое обещание принести всего себя в жертву своему оппоненту во имя победы над ним; триумф лжи, согласно которой человек без философских и идеологических масок подобен бестелесному призраку, а то и вовсе пуст и ничтожен. Однако в действительности человек является призраком лишь до тех пор, пока носит маски и навешивает ярлыки, пытаясь придать хоть немного реалистичности поработившим его иллюзиям.

 Новые горизонты. Предложение забыть себя пугает людей еще и потому, что они не совсем верно его истолковывают. Оно вовсе не подразумевает мгновенное превращение в закоренелого альтруиста, готового ежесекундно отдавать всего себя без остатка на благо других людей, или искусственную амнезию человека, якобы позабывшего о своих долгах и обязанностях, или еще какую-нибудь чепуху. В первую очередь забыть себя — значит понять, что человек всегда больше, чем он кажется на первый взгляд. Вспомним удивительный случай Билли Миллигана, в котором уживались 24 разные личности, причем каждая в отдельности была психически здорова. Ненормальным был сам Билли Миллиган, но для нас гораздо важнее, что его болезнь доказывает следующий факт: даже в самом заурядном человеке есть достаточно материала, чтобы его хватило на создание более чем на двух десятков полноценных личностей. Иными словами, то, что мы считаем нашей повседневной личностью, — это как минимум одна двадцатая от нашего реального потенциала, но даже эту малую часть мы ограничиваем, загоняя себя в рамки шаблонных идеологий, философий и мировоззрений. В данном случае забыть себя — значит забыть границы своей личности, чтобы стать целостным существом, не нуждающимся в масках и ярлыках. В конечном итоге, забыть себя — значит стать собой.

 Путник — это путешествие. Если мы прочитаем три истории о путешествии по Европе, написанные трудным подростком, студентом архитектурного института и молодым миллионером, мы скорее всего подумаем, что у них три разных автора, хотя в данном примере автор один — трудный подросток, ставший талантливым архитектором и быстро добившийся успеха на этом поприще. И лишь тому, кто знаком с этим человеком лично, придет в голову мысль, что любое внешнее путешествие в пространстве — это лишь отражение внутреннего путешествия во времени. С той лишь существенной разницей, что, путешествуя на поезде из Парижа в Берлин, мы не думаем, будто за окном один город каким-то волшебным образом превращается в другой. Но мы совершенно искренне полагаем, что меняемся сами, проживая один день за другим, хотя в действительности мы все так же сидим у окна поезда, которое какой-то шутник заменил на зеркало, отражающее нас самих.

Источник