Украденная жизнь

 Мир бросается в глаза. Тысячами различных способов он пытается похитить твое внимание и втянуть тебя в игру, в которой не может быть победителей. Дурные вести приходят ото всюду мощным потоком. От тебя требуется, чтобы ты реагировал на них, не важно как, главное, чтобы тебе постоянно хотелось выразить свое мнение, осудить, сказать слова поддержки, прокомментировать и ответить на комментарии других. Твоя жизнь постепенно превращается в бессмысленный комментарий к событиям, на которые ты не в силах повлиять. Тебе кажется, что все это имеет значение. Без тебя не справятся, не поймут, не разберутся в причинах и следствиях. Ты веришь в свою избранность и значимость каждого своего поступка. Больше всего на свете ты сам хочешь стать событием, которое будут комментировать другие. Не важно как: можно объявить новый крестовый поход, или расстрелять учеников в школе, а можно объявить себя просветленным и поучать других, презрительно глядя на них со своего воображаемого трона. Все это не важно, поскольку отчаянная жажда бытия, подчинившая твой ум, говорит лишь о том, что бытия у тебя нет. Ты не существуешь, иначе бы ты не жаждал существования. Ты — всего лишь точка пересечения чужих желаний и потребностей: амбиций твоих родителей, интересов друзей, требований сексуального партнера и общественных норм поведения. Твою жизнь украли еще в младенчестве, а вместо нее тебе подсунули фальшивку и научили думать, что она и есть подлинная жизнь. Но разве ты счастлив?

Чувство вины

 Стыдно быть не таким, как все: подвергать сомнению освященные авторитетом прошлого догмы, размышлять над приказами, которые следует исполнять без колебаний, и предаваться запрещенным мыслям. «Это — путь в никуда, — говорят тебе. — Тебя ждет одиночество и непонимание со стороны окружающих. Кто ты такой, чтобы отличаться от нас? Кем ты себя возомнил?!» Опасно быть не таким, как все, но стократ опаснее мнить себя уникальным, не имея на то никаких оснований. Ты мнишь себя особенным, но чем ты отличаешься от остальных? Что есть у тебя такого, чего нет у них? Осознание вины за то, что ты осмелился избрать свой собственный путь — вот и все, что ты можешь предъявить этому миру в качестве платы за существование. Но ты не чувствуешь себя виноватым, поскольку иные пути для тебя неприемлемы. Другие будут требовать от тебя оправданий и объяснений на каждом шагу. Они будут виться вокруг тебя, словно рой комаров, и каждый будет стремиться выпить немного твоей крови. Твоя главная вина не в том, что ты отличаешься от них, а в том, что ты не желаешь быть таким, как они. Этим ты ставишь под сомнение их непробиваемую уверенность в собственной правоте. Они знают, как нужно жить, а ты — нет. Если ты бунтуешь против них, значит ты — враг. Если молча следуешь своим путем, значит — предатель. Тебе известна их самая постыдная тайна, поэтому ты отказываешься подчиняться их воле. Чувство вины, которое они пытаются тебе навязать, превращается в ничто и больше не властно над твоей жизнью.

Они не знают

 Миллиарды людей ходят по планете, донашивая чужие жизни (см. Право на Реальность). Будь таким, как твои родители. Будь таким, как твои друзья. Будь таким, как велит тебе общество. Будь кем угодно, но только не самим собой. Быть собой — значит не быть всеми остальными. Люди ходят по планете и делают вид, будто знают, куда идут. Дом, работа, дом, работа, дом, работа. Белки бегают в колесе, пока не сдохнут от старости. В круговороте желаний нет ни крупицы истины. Люди не знают, куда идут. Они не знают, зачем живут. Самая постыдная тайна современного человека заключается в том, что он не знает, что ему делать со своей жизнью. А ты? Ты знаешь? Не обманывай себя. Лгать самому себе — самое страшное преступление из всех возможных. Ты примеряешь на себя чужие судьбы, но следуя проторенным путем невозможно стать первопроходцем. Незнание — ключ к осознанию происходящего. Путь начинается прямо за порогом. Неведомые земли открываются идущим. «Неизвестность опасна», — твердят другие, неистово сражаясь за место у кормушки с помоями. «Выхода нет», — говорят они, шагая с закрытыми глазами к бездне, на дне которой притаилась смерть. «Ты — один из нас», — повторяют они, пытаясь сковать тебя своими лживыми мыслями. Но ты ускользаешь от них, ты ломаешь правила навязанной тебе игры, не отвечая им ни «да», ни «нет». Ты отказываешься спорить и соглашаться. Нет ничего глупее, чем растратить свою жизнь на бесполезные споры с теми, кого нельзя переубедить или хотя бы заставить задуматься. Твои «Да» и «Нет» предназначены для тех, кто желает слушать. Миллиарды людей ходят по планете чужими дорогами, но тебя больше нет среди них. Ты говоришь «Нет», чтобы однажды сказать «Да».

Иллюзия контроля

 Контроль над телом — ничто без контроля над сознанием. Даже в одиночной камере можно быть более свободным, чем те, кто ходит на воле и думает, что самостоятельно управляет своей жизнью. Идеальным рабом является тот, кто не осознает своего рабства. Многим кажется, что их свобода заключается в праве выбирать свой путь, но кто создал эти пути и предложил их в качестве альтернативы? Ты можешь быть либо «за», либо «против», поддерживать или осуждать, верить или не верить. У тебя есть выбор, но нет свободы отказаться от него. Власть ограничивает сознание рабов ограниченным набором вариантов поведения. Поддерживай власть, и будешь конформистом, борись с властью и будешь бунтарем. В обоих случаях твое поведение заранее просчитано, а запасные выходы закрыты и завалены мусором. Быть может ты скажешь, что вовсе не признаешь никакой власти, но и в этом случае ты следуешь по пути, проложенном не тобой, а значит ты становишься предсказуемым. Предсказуемых людей легко контролировать. Их дальнейшие шаги нетрудно предсказать и заранее принять меры в том случае, если они будут угрожать устоям общества. Реальную угрозу для системы представляет тот, чье поведение невозможно предугадать. Даже хаос и абсурд бывают предсказуемы, если следуют определенным правилам: я говорю «да», а ты говоришь «нет», значит, сказав «нет», я заставлю тебя сказать «да». Система повсюду ищет закономерности, и подстраивается под них, чтобы сохранить себя. Не быть предсказуемым — значит отказаться от контроля над необъятным, спонтанно реагировать на происходящее, ускользать от принуждения и не костенеть в определенной идеологии. Только так ты сможешь одержать победу над иллюзией внешнего контроля. 

Рутина

 Рутина создает личность, существующую в обыденности. С детства ты приучен мыслить и поступать определенным образом, и подчас ты даже не осознаешь, насколько ты предсказуем и примитивен в своих желаниях и действиях. Тебя хвалят, и ты радуешься, как ребенок. Тебя ругают, и ты отвечаешь тем же. Тебе лгут, и ты веришь, но когда тебе говорят правду, ты ищешь подвох и цинично шутишь, чтобы не показаться глупцом. Словно амеба, ты реагируешь на внешние раздражители, хватаясь за приятное и избегая неприятного. В другой раз ты сам выступаешь источником раздражения для остальных амеб, чтобы почувствовать себя самостоятельной разумной личностью, но все это — бессмысленная возня на лабораторном стекле под микроскопом самой вечности. Заглянув в этот микроскоп с другой стороны ты поймешь, что все это не имеет ровным счетом никакого значения. Лишь вера в значимость своих поступков отделяет обычного человека от апатии и желания покончить с собой. Без этой веры жизнь кажется лишенной смысла. Зачем что-то делать, если смерть уравняет мерзавцев и праведников, богатых и нищих, умных и глупых? Лучше совсем не задумываться над подобными вопросами и продолжать участвовать в безумной пляске мертвецов, возомнивших себя живыми. Главное убедить себя в том, что смерть — это не конец, присвоить себе вечность на правах существа, обладающего сознанием, поверить в любую сказку, которая пообещает вечную жизнь и хорошее перерождение. Однако неизвестность остается неизвестностью, а тьма — тьмой.

Люди и звери

 Зверь или человек — все это терминология, игра в слова, которая не должна тебя по-настоящему волновать. Чистое сознание не ведает различий между звериным и человеческим, ибо в каждом человеке можно отыскать многое от зверя, а в каждом звере найти приятное человеческому взору. «Если дать людям свободу, они переубивают друг друга», — говорят тебе охранители покоя и приводят весомые доказательства «испорченности» человеческой природы: жадность, похоть, лень, агрессия, ненависть и несть им числа. Но разве сама система не настроена на подобное «воспитание» людей? Разве телевидение, интернет, компьютерные игры не требуют, чтобы в повседневной жизни ты вел себя по-скотски? А потом охранители говорят тебе, что система незаменима, потому что обеспечивает покой и безопасность своих рабов от них самих же. Эти мошенники хорошо научились подменять понятия и запутывать разговоры. Разве о свободе человека или зверя идет речь? Речь идет о свободе сознания от терзающих его омрачений. Не важно, «добр» ли по своей природе человек или «зол», животное он или творение божества. Ты есть то, что ты сознаешь собой. И если с детства тебе вколачивали в голову, что человек человеку волк и каждый сам за себя, ты будешь относиться подобным образом не только к окружающим, но и к самому себе. И если с детства тебя учили безропотно подчиняться авторитетам и хозяевам, ты будешь воспринимать себя и других рабами. Но кто ты сейчас, в эту самую секунду? Волк? Раб? Или просто сознание, сознающее текст?

Фабрика желаний

 Общество превратилось в фабрику желаний, действующую по принципу «потребляй и будешь счастлив». Человек перестал быть мерой всех вещей, но сами вещи сделались мерой человека. По одежке встречают, по ней же и провожают. Люди превратились в переносчиков брендов, потерявшихся в круговороте новинок и обновлений. От общей судьбы не уйти никому. Ты являешься потребителем, даже если не покупаешь ничего сверх необходимого. Ты потребляешь новости, информацию, френдленту, этот текст, своих друзей и знакомых, а они потребляют тебя. Тотальная симуляция симулирует саму себя. Сегодня ты можешь назваться христианином, завтра — атеистом, а послезавтра — кем-нибудь еще, но ничто в тебе не меняется от этих самоназваний. Желание быть кем-то еще, кроме того, кто ты есть, остается с тобой, и ты мечешься между философиями и идеологиями в поисках Истины, которой там нет и не может быть. Омфал везде и нигде. Жизнь превратилась в пятнадцатый эпизод «Улисса» — космическую фантасмагорию неодолимых галлюцинаций, обреченных на вечное повторение в различных вариациях. Все бегут, но никто не продвигается вперед. Все хотят, но никто не получает удовлетворения. Все живут, но жизнь их мало чем отличается от смерти. И ты вместе со всеми играешь в общую игру биографий, заполняя свою анкету аттестатами, дипломами, наградами и планами на будущее, которого у тебя нет. Ты — безликая болванка на конвейере желаний, проходящая множество стадий обработки, прежде чем ее выкинут на помойку. Если ты не осознаешь своего реального положения, значит ты уже мертв. В конце этого тоннеля не свет, а сонный бюрократ, который выпишет тебе последнюю бумагу — свидетельство о смерти.

Свидетельство о смерти

 Ты уже мертв, даже если не понимаешь этого. Ты послушно переносишь свой труп из квартиры на работу, а затем обратно. Ты приносишь свой труп в магазин и совершаешь ритуальное жертвоприношение в обмен на обещание загробного счастья. На могиле стоит стакан водки, накрытый куском черного хлеба; в твоей квартире телевизор и монитор — разница невелика. В твоем свидетельстве о рождении написана ложь, в роддомах следует сразу выписывать свидетельство о смерти. Все остальное — просто затянувшийся на десятилетия промежуток между гибелью и погребением, наполненный сумрачными предчувствиями, разговорами ни о чем, дешевыми фокусами и годами самообмана. С самого момента рождения ты стал объектом для дрессировки и воспитания, а значит ты не рождался вовсе. То, что ты называешь собой, своей личностью — это просто мусорная корзина, в которую общество накидало всего понемногу и хорошенько перемешало, чтобы создать иллюзию неповторимой индивидуальности. А на вершине этой мусорной кучи сидит пришлая крыса, которую ты считаешь своим «Я». Родится по-настоящему может лишь тот, кто хотя бы на секунду смог осознать самого себя вне всего остального. Осознать себя — значит убить крысу и выкинуть мусор, а потом и саму корзину, в которой он лежал. Осознать себя — значит стать осознанием, беспристрастно свидетельствующем о подлинном. Ты мертв и умрешь мертвецом, если не сумеешь этого понять. Если ты не хочешь понять, значит ты мертв безвозвратно.

Пустая комната

 Когда ты находишься в комнате, на самом деле комната пуста. В ней никого нет и никогда не было. Иллюзия субъективности застилает твои глаза, и ты хочешь верить в собственное бессмертие. Смерть беспокоит лишь тех, кто верит в жизнь. Ты бежал от своих страхов и стремился к счастью, но какое это имеет значение здесь — в пустой комнате без стен и дверей. Попытки понять лишь запутывают проблему. Если здесь никого нет, то кто же тогда радуется и плачет, кто говорит и кто слушает? Реальность — это заблуждение. Посмотри на торнадо — могучий ветер, сметающий все на своем пути, — разве он реален? Разве ты можешь положить кусочек торнадо в свой карман и доставать его, когда вздумается? Это просто вихрь, возникший в сплетении атмосферных потоков и наполненный грязью и мусором, поднятым с земли. У него нет никакой самосущной природы и постоянного бытия, не зависящего от внешних обстоятельств. Точно так же дело обстоит и с тобой. Ты принимаешь вихрь своих мыслей за что-то реальное, что имеет значение для тебя и окружающих, но на самом деле это не так. Что случится с вихрем, когда питающая его сила иссякнет? Что произойдет с тобой, когда ты перестанешь гоняться за миражами, овладевшими твоим сознанием? Ты поймешь, что комната пуста, и в ней никогда не было никого, кто мог бы являться тобой. Однажды ты поймешь, что комнаты нет.

Источник