К сожалению, имеется очень мало сведений о древнерусской астрологии. Древнеславянские астрологические знания до настоящего времени не реконструированы: христианизация Руси привела к практически полному уничтожению сведений о языческой астрологии. Лишь немногие данные можно считать относительно достоверными.
С древних времён славянские племена владели хорошо разработанной лунно-солнечной календарной системой, основанной на трёхлетнем цикле, а позже - на 19-летнем. Как считает В.В.Титов, древние славяне рассматривали время как некую особую внешнюю магическую субстанцию, воздействующую на природу и человека в целом благоприятно или неблагоприятно. "Злые" и "добрые" периоды времени имели самую различную продолжительность: час, день, месяц и целый год. Самобытность древнерусской календарной астрологии заключается, по В.Титову, в том, что прогноз благоприятных и неблагоприятных периодов осуществляется на основании жёсткой календарной привязки к естественным природным циклическим процессам: либо лунно-приливной ритмике (лунник), либо электрической и сейсмической активности (молнияник, громник), а также по 28-летним циклам чередования дней недели и високосных периодов (колядник). Славяно-русская астрология обслуживала интересы сельской общины и крестьянского двора, давала прогнозы погоды, предстоящего урожая, приплода скота, эпидемий и эпизоотий, давала рекомендации крестьянину по лунному календарю о конкретных сроках посадки и уборки овощных и зерновых культур, забоя скота и т.п., давался также прогноз вероятности наступления социальных волнений, причина которых усматривалась в наступлении "злого" времени.
Древнеславянские календарно-астрологические сочинения отражают дуалистическое мировоззрение древних славян, т.е. периодическую борьбу добра со злом во времени. Основное понятие дуализма как магии времени возникло из естественного циклического процесса - чередования дня и ночи. День (добро) олицетворял верховный бог Перун, управлявший светлой частью суток, войной и молниями. Ночь (зло) олицетворял Велес, управлявший тёмной частью суток, лунной ритмикой, подземным и потусторонним миром. Из магии времени возникла магия чисел: счёт времени начинался с начала светлой части суток, находящейся под управлением Перуна, поэтому единица считалась счастливым числом, а вторая часть суток, находящаяся под властью Велеса, считалась несчастливой. Поэтому все нечётные числа были счастливые, а чётные несчастливые. Перун управлял сменой календарных лет, сменой четырёх сезонов года, сторонами света, четырьмя ветрами, рогом изобилия и судьбой (роком). Ему посвящался каждый первый день из четырёх сезонов. По характеру погоды в такой день осуществлялся прогноз погоды предстоящего сезона. Этот обычай сохранился и до наших дней: погоду гадают по Рождеству, Евдокии, Самсону и Покрову. Если условно принять, что Перун управлял внешними временными периодами (космическими), то Велес управлял внутренними биологическими ритмами, исчисляя с зачатия и кончая смертью, включая эмоциональное состояние и болезни, и изображался гигантским идолом с семью лицами под одним черепом, опоясанным семью мечами в ножнах, и держащим в правой руке меч. Каждое лицо со своим мечом символически изображало характер того или иного дня недели, а меч в руке был атрибутом бога смерти и загробного мира. Такова реконструкция астрологических представлений языческой Руси, приводимая В.Титовым.
После принятия христианства отношение к астрологии и астрономии на Руси было весьма настороженным. В поучительных наставлениях Древней Руси делались предостережения от занятий "науцею смрадною - халдейской остронумией".
"Богомерзостен перед Богом всяк любяй геометрию... проклинаю прелесть тех, иже зрят на круг небесный: своему разуму верующий, удобь впадает в прелести различния; либо простыню (простоту) паче мудрости" -
так наставительно предостерегает один из русских книжников своих читателей.
Таким образом, не только астрология, но и такие естественные науки, как астрономия, воспринимались весьма враждебно. Скажем, псковский монах XVI в. Филофей возражал против использования системы небесных сфер для определения положений планет, утверждая, что нельзя отказаться от мысли, что планетами управляют разумные, двигающие их по собственной воле; следовательно, нельзя и допустить, что людям может быть известно движение планет. Приветствовались концепции, подобные следующей мысли Максима Грека:
"Если небо движется и влечёт своим движением солнце, луну и звёзды на запад, то, стало быть, богодухновенное писание ложно глаголет: поставил небо, как шатер или комару, то есть твёрдо, неподвижно".
Церковный устав, утверждённый при князе Владимире, указывает, что "ветьство, зелейничество, потворы, чародеяние, волхвования" относятся к ведомству духовного суда; и за все эти преступления полагалось сожжение на костре. Хотя на Руси никогда не было торжественных аутодафе, как в Испании, но об отдельных случаях костровой расправы в летописях упоминается. Так, в 1227 г. в Новгороде "изжгоша волхвов четыре". В Никоновской летописи, где описан этот случай, упоминается, между прочим, о том, что бояре заступались за волхвов, но, к сожалению, не разъясняется причин этого заступничества. Монгольское нашествие усугубило упадок древнерусской астрологической традиции.
В западных русских землях, где были контакты с европейской наукой и культурой, астрология, очевидно, была известна больше. Так, в тех учебных заведениях, где была принята западная система квадривиума (например, в школах повышенного типа Полоцкого княжества), астрология входила в число основных изучаемых дисциплин.
Хотя собственная астрология в Древней Руси практически не развивалась, с XIV в. получает хождение переводная астрологическая литература. В 1380 г. произошла знаменитая Куликовская битва, положившая конец татаро-монгольскому игу, а вместе с ним и культурной изоляции России. Во 2-й половине XIV в. - начале XV в. на Руси появляется большое количество переводной - прежде всего, византийской - литературы. В XV - XVI вв. возрос удельный вес переводов польской, немецкой и болгарской литературы. Среди этих сочинений были и произведения, излагающие астрологические понятия: хроника греческого писателя IX в. Георгия Амартола, который проповедовал практическую астрологию, хотя и критиковал её с точки зрения христианской догматики; роман "Александрия" Псевдо-Каллифена (II - III в.), где русский читатель находил подробный рассказ о деятельности астролога и мага Нектанава, связанной с различными эпизодами жизни Александра Македонского (есть в романе и гороскоп великого полководца); "Луцидариус" ("Просветитель"), перевод с немецкого сочинения, дающий сведения о космографии, астрологии и географии; "Астрология" ("Остроломия"), "Рафли", "Звездочтец - 12 звезд" и "Шестидневец" - астрологические сборники, в которых повествуется о знаках Зодиака, о прохождении через них Солнца и о влиянии всех этих обстоятельств на новорожденных младенцев и вообще на судьбу людей; по этим книгам составлялись всякого рода предсказания, в том числе и об общественных делах и событиях - войне и мире, голоде и урожае и т.п. В "Стоглаве" упоминается о том, что люди, затевавшие судебные дела, часто обращались к ведунам и "чародейники от бесовских научений пособие им творят, кудесы бьют и в "Аристотелевы Врата" и "Рафли" смотрят и по планетам гадают, и на те чарования надеятся поклепца и ябедник, не мирятся и крест целуют и на поли бьются". "Аристотелевы Врата" - это просто перевод очень знаменитой и древней афинской книги "Secreta Secretorum", по преданию будто бы написанной Аристотелем; "Вратами" в ней называются её подразделения, главы и части. Она трактует о разных тайных науках, в том числе об астрологии, медицине, физиогномике, а также содержит разные нравственные правила и рассуждения. В книгах "Громовник" и "Молниянник" заключаются рассуждения и предсказания о погоде, урожае, повальных болезнях, войне и мире, бурях и землетрясениях. Были ещё книги: "Мысленник" (трактат о создании мира), "Коледник" (сборник примет о погоде"), "Волхвовник" (тоже сборник примет), "Сновидец", "Путник" (трактат о добрых и злых встречах), "Зелейник" (описание целебных трав) и разные другие.
Эти сочинения распространялись в списках и были очень популярны, несмотря на то, что духовенство считало пользование такими книгами безумием: "В них же безумнии люди верующе волхвуют, ищуще дний рождения своего, санов получения и урока житию". Стоглавый собор (1551 г.) под страхом отлучения и проклятия запрещает иметь и читать "Рафли", "Шестокрыл", "Вронов грай", "Острологию", "Зодии", "Альманах", "Звездочет", "Аристотелевы Врата". "Домострой" запрещает православным христианам "чарование и волхвование и наузы, звездочетие, рафли, алманаки, чернокнижие...". В указе, изданном в 1552 г., повелевается "кликать по торгам, чтоб к волхвам, чародеям, звездочётам не ходили", и ослушникам угрожали опалой и духовным запрещением.
"А если бы, - говорится в одной патриаршей грамоте XVI в., - в котором месте или селе будет чаровница или ворожка, сосуды диавольские, или волшебница, да истребится от церкви, и тех, которые диаволом прельстившися до чаровниц и до ворожек ходят, отлучайтеся".
В одном из рукописных сборников XVI в. в перечислении разных грехов находим: "Грех есть к волхвам ходити, вопрошать или в дом приводити, или чары деявше - опетимья 40 дней". Однако народ продолжал читать "отреченные книги". М.Орлов отмечает:
"К любимейшим из этих книг относились те, в которых трактовалась наука о звёздах... Видно, что русский народ крепко их полюбил, вероятно, потому, что то, что в них содержалось, совпадало с его старыми верованиями, или потому, что в них дело шло о таких вещах, которые народ издревле считал важными и нужными".
Рукописные астрологические книги были в ходу на Руси вплоть до XVIII в. С появлением печатной календарной литературы астрологические предсказания вошли в её состав и сделались неотъемлемой частью ("Брюсов календарь" и др.). Несмотря на церковные запреты, в народе существовала даже особая профессия "гадателей". Не исключено, что эта профессия была унаследована ещё от языческой Руси с её своеобразным толкованием явлений астрономического характера.
Сохранились сведения об интересе к астрологии и в образованных кругах. В Новгороде в XV в. одно время усиленно занимались "наукой и звёздах". Это было связано с распространением ереси жидовствующих. В начале 1470-х гг. в Новгород приехал на жительство еврей Схария, выходец из Киева. Он проповедовал учение, признанное христианской церковью еретическим, в котором астрология играла существенную роль. Кроме того, Схария привёз с собой астрологические книги и благодаря своей деятельности приобрёл много последователей.
В Москве в 1490 г. образовался кружок последователей Схарии, во главе которого стоял Фёдор Курицын. Он и протопоп Алексей были хорошо знакомы с астрологией. Деятельность кружка вызвала осуждение со стороны церковных властей. Собор 1505 г. вынес еретикам смертный приговор. Вероятно, что занятия астрологией были не последней причиной такого приговора жидовствующим. Однако со стороны светских властей отношение к астрологам было более мягкое. Более того, при Василии III с 1508 г. работал личный врач и астролог Николай Любчанин, "полоняник литовской, родом немчин". Николай Любчанин активно пропагандировал астрологию, в 1524 г. перевёл на русский язык немецкий прогностик И.Штёффлера, который под названием "Алманак" распространялся в списках вплоть до начала XVIII в. Но после смерти Василия III в 1533 г. астролог оказался в опале.
При Иване Грозном было подтверждён закон о сжигании чародеев, однако по делам XVI - XVII вв. видно, что сжигание применялось в то время уже редко: колдунов и колдуний ссылали в отдаленные места, в монастырь, но не жгли, хотя сожжение признавалось всё-таки законной карой чародеев. Любопытно, что жёсткая позиция Ивана Грозного была связана с тем, что он безгранично верил в астрологию и боялся неблагоприятных предсказаний. По воспоминаниям современников, "когда в 1584 г. явилась комета, то царь, в то время сильно хворавший, вышел на крыльцо дворца, долго смотрел на комету, потом сильно побледнел и сказал: "Вот знамение моей смерти". Мучимый этой мыслью, что комета явилась как знамение его смерти, царь распорядился, чтобы ему доставили из славившейся колдунами Архангельской губернии самых дошлых ведунов. По его приказу местные власти принялись деятельно разыскивать и хватать нужных царю специалистов и насбирали таким манером 60 баб и всех их представили в Москву. Здесь их засадили в надежное место и держали под крепким караулом. И вот колдуньи все в один голос объявили, что небесные светила неблагоприятны царю и что 18-го марта надлежит ожидать его смерти. Лютый царь был приведен в ярость этим предсказанием и повелел, дождавшись 18-го марта, в самый этот день всех колдуний сжечь живьем. Утром в этот день Бельский было уже и заявился к ним, чтобы распорядиться, но ведьмы весьма резонно представили ему, что день ещё только начался, а не кончился. И в самом деле царь, собираясь играть в шахматы, вдруг почувствовал себя нехорошо, упал в обморок и скоро скончался".
В XVII в. астрологи по-прежнему работают при царском дворе. Придворный врач царя Алексея Михайловича (1645 - 1676) Сэмюэл Коллинз написал дошедшее до наших дней "рассуждение" по медицинской астрологии на латинском языке, которое было переведено на русский язык дьяком Посольского приказа Л.Голосовым. Симеон Полоцкий (1629 - 1680), учитель царевичей Алексея, Фёдора и царевны Софьи, известный поэт, публицист, общественный и церковный деятель, также интересовался астрологией. Известно предание о том, что во время рождения Петра I Симеон наблюдал созвездия и по яркой звезде, замеченной им около Марса, предсказал Петру великое будущее. При этом Симеон Полоцкий вслед за философами Возрождения выступал за осознание свободы воли и нравственную ответственность:
Звезды в человецех воли не повреждают,
Токмо страстьми плоти нечто преклоняют.
Темже на звезды вины нельзя возлагати,
Егда кто зло некое привык деяти.
Во влияние светил верил и Сильвестр Медведев, один из образованнейших людей России. У него была большая библиотека из 603 томов, которая после его смерти перешла в собственность Славяно-греко-латинской академии. Кроме религиозных сочинений, там было немало книг светских, в т.ч. и астрологические трактаты. Медведев поддерживал царевну Софью и вместе с Дмитрием Силиным, врачом Ивана Алексеевича (1682 - 1696), занимался астрологическими изысканиями. К астрологическим советам Медведева и Силина прислушивалась сама Софья.
Пётр Первый, с именем которого связан взлёт науки и образования в России, также верил в астрологические предсказания, как видно из его собственноручных заметок на старом отцовском календаре 1670 г. По некоторым сведениям, он сам мог достаточно хорошо знать астрологию. До наших дней дошёл гороскоп Петра, составленный, видимо, при его жизни. Именно в эпоху Петра Великого (в 1709 г.) начал издаваться знаменитый "Брюсов календарь", составленный Василием Киприановым под "надзором" графа Брюса.
Императрица Анна Иоанновна (1730 - 1740) безоговорочно верила в возможности астрологии и часто обращалась к профессору Академии Наук Г.В.Крафту (1701 - 1754) за астрологическими советами.
Во второй половине XVIII века и в XIX веке астрология в России находилась практически в том же положении, что и в других странах Европы: практически исчезнув из сферы интересов образованных учёных кругов, она продолжала оставаться весьма популярной в народе, распространяясь через популярные печатные издания, подобные "Брюсову календарю". Возможно, астрология играла достаточно значимую роль в воззрениях русского масонства, но достоверных сведений об этом нет.
Всплеск интереса к оккультным наукам в Европе и США, произошедший в последние десятилетия XIX в., во многом был связан с деятельностью Елены Петровны Блаватской (1831 - 1891) и с основанным ею в 1875 г. Теософским обществом. До России эта оккультная волна дошла лишь в начале XX в. Первый настоящий всплеск популярности астрологии в России пришёлся на достаточно краткий промежуток времени - с первых лет нашего столетия до переломного 1917 г. Основным печатным изданием, пропагандирующим и популяризирующим астрологию и прочие оккультные дисциплины, стал журнал "Изида", который издавался в 1909-16 гг. в Санкт-Петербурге. С 1911 г. его редактором-издателем был А.В.Трояновский. Помимо работы над журналом, Трояновский занимался переводом и изданием сочинений ведущих оккультистов рубежа XIX - XX вв.: Лидбитера, Папюса, Седира, Сефариала, Ленена. Его перу принадлежат два компилятивных справочных труда ("Словарь практической дивинации" и "Астрологический словарь"), а также множество статей в журнале "Изида". Работавший в 1910-х гг. в Санкт-Петербурге "Книжный склад Трояновского" предлагал широкий выбор литературы по эзотерике (десятки наименований).
Среди соратников Трояновского одной из наиболее интересных фигур был Леонид Л. Фон-Фёркерзам, который под псевдонимом Сар-Диноил публиковал в журнале "Изида" свои статьи, в т.ч. мунданные астрологические прогнозы. Он также написал книгу "Наши скрытые способности и их раскрытие" (СПб., 1912). Будучи членом "Французского магнетического общества", "Парижского Восточного Эзотерического Центра" и др. организаций оккультного направления, Сар-Диноил в начале 1910-х гг. вёл в Санкт-Петербурге курс развития скрытых душевных сил, давал консультации, в которых сочетал астрологические методы с графологией, физиогномикой, хиромантией и магнетизмом; изготавливал предметы для занятий практическим оккультизмом (кристаллы, магниты, биометры, экраны).
Другим центром распространения астрологически знаний в России в начале XX в. стала Вязьма. Владелица типографии в Вязьме Писаревская, будучи страстной любительницей астрологии, пошла на большие затраты по отливке специального астрологического шрифта. Многие книги по астрологии, вышедшие в России в 1900-15 гг., напечатаны в её типографии. Среди этих книг следует выделить две работы В.Н.Запрягаева (он жил и работал в Смоленской губернии), ставшие основными учебными пособиями для астрологов предреволюционного десятилетия: "Основы астрологии. Популярное изложение законов, действующих в мироздании, и связи души со звёздами" (1907) и "Курс практической астрологии" (1908). Кроме того, Запрягаев сделал большой вклад в развитие российской астрологии своими переводами английских астрологических книг. Вышедшие в его редакции "Свет Египта" Т.Г.Бургойна (в 2-х тт.), "Направления" Г.С.Грина и др. также были отпечатаны в типографии Писаревской.
Однако развитие российской астрологии было вскоре прервано. В условиях I мировой войны, революций 1917 г. и последовавшей гражданской войны астрологическая активность в России пошла на убыль, астрологические книги перестали печататься, оккультные журналы были закрыты. Наступил длительный период забвения астрологии в нашей стране. К сожалению, судьба российских дореволюционных астрологов в этот период неизвестна. Нет никаких достоверных сведений о том, чтобы 1920-е - 50-е годы в нашей стране существовала хоть какая-то астрологическая традиция. Можно предположить, что те, кто занимался астрологией до революции, уехал из страны, но среди русских эмигрантов известен лишь один астролог - Александр Волгин, который с 1920-х гг. жил и работал во Франции. Однако Волгин, родившийся в 1903 г., был уже представителем нового поколения, и его биография и сочинения ничего не говорят нам о судьбе традиции отечественной астрологии, которая существовала в начале века.
Таким образом, примерно на протяжении полувека (с конца 1910-х до 1960-х гг.) астрология в нашей стране переживала полное забвение. Конечно, в 20-е годы ещё были доступны дореволюционные книги и журналы, и любой человек при желании мог ознакомиться с основами астрологии. Прекрасный пример того, что астрология в это время не подвергалась целенаправленным гонениям, даёт нам первое издание Большой Советской Энциклопедии. В статье "Астрология" читатель мог почерпнуть сведения о ключевых понятиях астрологии и даже изучить приведённую в качестве примера натальную карту. Выдающийся российский учёный А.Л.Чижевский, основатель гелиобиологии, в эти годы не только занимался изучением истории астрологии и проверкой астрологических концепций, но и свободно опубликовал статью под названием "Современная астрология" ("Огонёк", 1926, N17), в которой основные понятия астрологии объяснял естественнонаучным языком. Однако ни одного специального астрологического издания в 1920-е годы не издавалось, и, более того, нет данных ни об одном практикующем астрологе этой поры. Поэтому сведения о съезде советских астрологов, якобы имевшем место в 1929 г. в Геленджике, представляются весьма сомнительными.
Единственные достоверные данные об астрологии в СССР в 1930-е - 50-е гг. касаются республик Прибалтики. В 30-е годы эти страны ещё не входили в Советский Союз, и к занятиям астрологией в них относились с меньшим подозрением, чем в "первом государстве рабочих и крестьян". Как известно, в период между двумя мировым войнами астрология переживала настоящий бум в странах Европы, и в Прибалтике астрологическая литература тоже имела достаточно широкое хождение. В это время астрологией по немецким книгам начал заниматься Николай Каллерт (1903 - 1992) из латвийского города Огре (после легализаций астрологии в СССР в 80-х гг. Н.Каллерт был избран почётным президентом Межрегиональной федерации астрологов). Другим продолжателем традиций немецких астрологов был Мартинас Йуодвалькис - один из старейших литовских астрологов, отсидевший в советские времена в лагерях за свои занятия около 20 лет.
Во времена "хрущёвской оттепели" у советских людей появилась некоторая свобода в духовной сфере, и результатом этого стали первые ростки интереса к астрологии в 1960-е гг. Именно в эти годы начала зарождаться новая отечественная астрологическая традиция. Свидетельством повышения интереса к данной теме стало переиздание в 1970 г. книги Г.А.Гурева "История одного заблуждения: Астрология перед судом науки" с обширными предисловием и послесловием профессора М.И.Шахновича об истории астрологии и её современном состоянии в странах Запада (эта книга вышла в Ленинграде в издательстве "Наука"). В 1972 г. вышла книга Ромуальдаса Колонайтиса "Солнце идёт по звериному кругу" (на литовском языке) о символике знаков Зодиака. В 1970-е гг. уже существовали кружки астрологов в Москве, Киеве, Харькове, Ленинграде, Вильнюсе. Особо следует отметить деятельность московского кружка, занятия в котором базировались на материалах, полученных в результате контактов с болгарскими астрологами. Среди этих материалов важную роль играли работы Дэйна Радьяра, переведённые на русский язык Михаилом Папушем. Именно из этого кружка вышел ряд ведущих столичных астрологов наших дней.
С началом перестройки астрологи стали выходить из подполья. В 1987 г. астрологи уже участвовали в конференции по энергоинформационному обмену в природе (ЭНИО) в ДК им. Плеханова Академии народного хозяйства. В 1988 г. была образована первая официальная астрологическая организация - Ассоциация астрологов Молдавии при Академии Наук Молдавской ССР (её возглавила Нина Волчек).
В конце 80-х годов начался настоящий астрологический бум, астрологи стали выступать в средствах массовой информации (отметим статьи и интервью Павла и Тамары Глоба в "Науке и религии", "Работнице" и "Советской женщине", Феликса Величко в "Крестьянке", Веры Виларовой в "Смене", Михаила Левина, Татьяны Митяевой и др. в "Твоём здоровье"). Очень большую роль в популяризации астрологии сыграли публикации Сергея Вронского в "Московском комсомольце" - это были первые регулярные астрологические прогнозы в советской печати. Этапной стала также книга Вронского "Астрология: суеверие или наука?" с послесловием академика В.П.Казначеева, опубликованная в 1991 г. издательством "Наука" (тиражом в 200 тыс. экз.).
Активизировалось и взаимодействие между астрологами. В марте 1990 г. работала секция астрологии в рамках ЭНИО. В Паланге в мае 1990 г. впервые в нашей стране прошла Всесоюзная конференция астрологов (представленные на ней доклады составили основу сборника "Астрология. Век XX", вышедшего в 1991 г., который позволяет читателю получить достаточно полное впечатления об отечественной астрологии рубежа 90-х гг.). Но самым значимым событием в жизни астрологического сообщества явился Международный Астрологический Конгресс (МАК), который проходил 29 сентября - 4 октября 1990 г. в Звенигороде. Этот весьма представительный даже по международным меркам конгресс собрал свыше 200 участников, в т.ч. около 20 - из-за рубежа. Именно МАК впервые продемонстрировал астрологам всего мира, что в СССР астрология действительно существует и, более того, богата различными оригинальными разработками.
В наши дни уже нет такого астрологического бума, как на рубеже 80-х - 90-х годов (когда астрология впервые после 1917 г. стала доступной для масс). После резких вспышек интереса всегда наступает некоторое пресыщение, однако нельзя сказать, что астрология в России сейчас непопулярна. Просто, первые страсти схлынули, и астрология заняла свою "естественную нишу".
Современная российская астрология имеет обширную географию (хотя её главным центром остаётся Москва), существуют десятки региональных и общероссийских астрологических организаций, ежегодно проводятся различные конференции с участием как отечественных, так и зарубежных астрологов (среди ведущих организаторов подобных конференций - Омега-Клуб, журнал "Урания", Евро-Азиатский филиал Национального Совета Геокосмических Исследований, Лига Независимых Астрологов). В разных городах России работают астрологические учебные заведения, исследовательские центры, коммерческие фирмы, центры компьютерной астрологии, издаётся обширный круг астрологической литературы (здесь лидером является московское издательство ЦАИ). Таким образом, астрология является несомненным фактом духовной жизни современного российского общества.