Древний город Копан — одно из крупнейших археологических городищ на территории Гондураса (одно из древних названий городища и окрестностей — Хушвинтик). Расположен на западе Гондураса, в центральной части долины одноимённой реки, в километре от одноименного городка и в нескольких километрах от границы с Гватемалой. Существовал с первых веков до н. э., в период расцвета (VII—VIII веков н. э.) был центром царства Шукууп — самостоятельного государства древних майя, охватывавшего территорию современной юго-восточной Гватемалы и юго-западного Гондураса. Угасание Копана, по-видимому, связано с общим кризисом государств майя в IX веке.

Древний город Копан

 По данным археологов, сравнительно крупное поселение на месте археологического городища Копан существовало уже на рубеже эр. В 426 году н. э. К’инич-Йаш-К’ук'-Мо, происходивший из рода правителей Хушвица (городище Караколь, Белизе), основал копанскую царскую династию. Согласно более поздним копанским надписям, прежде чем воцариться в Копане, К’инич-Йаш-К’ук'-Мо совершил паломничество в далекий Теотиуакан в Мексике, где он получил инсигнии верховной власти. Потомки К’инич-Йаш-К’ук'-Мо правили Копаном на протяжении последующих 400 лет (всего нам известно шестнадцать царей). Дворцовый комплекс на берегу реки Копан, заложенный ещё при основателе династии, со временем превратился в обширное скопление жилищ, храмов, и площадей, известное теперь как Акрополь.

Древний город Копан

 Власть копанских царей простиралась на соседние горные долины на территории современного Гондураса и Гватемалы. Хотя Копан находился на самом юго-востоке области майя, его цари сохраняли связи с другими династиями южных низменностей, включая правителей Тикаля, Караколя и Паленке, одновременно поддерживая контакты с властителями горной Гватемалы. Копанским царям приписывали господство над южной границей майяской ойкумены. Эта репутация отражалась в титулах копанских царей, называвших себя «стопами солнца южного неба.» Население царства включало как майя, говоривших на языке родственном колониальному чольти и современному майя-чорти, так и не-майяские группы, в том числе ленка. Как и в остальных царствах майя, придворная знать говорила и писала на особом «престижном языке» известном как «иероглифический майя» или «классический чольтийский».

 За исключением дат рождений, воцарений, и смертей копанских царей, нам сравнительно мало известно о политической истории городища. Царские надписи в Копане, за редким исключением, интроспективны и уделяют гораздо больше внимания ритуалам, чем политическим событиям. Возможно, подобное умалчивание связано с тем, что местным правителям гораздо чаще приходилось иметь дело с не-майяскими властителями, в то время как бурная политическая жизнь остальных майяских царств нередко обходила их стороной. На помощь приходят археологические данные, свидетельствующие, что расцвет царства пришелся на VII — первую четверть VIII века в правление царей К’ак'-Ути-Виц'-К’авиль («К’авиль это огонь на краю водопада») и Вашаклахун-Убах-К’авиль («Восемнадцать ликов К’авиля»). Конец расцвету положила военная катастрофа. Правитель городища Киригуа, вассал и родственник копанских царей К’ак'-Тилив-Чан-Йопат («Йопат зажигает огонь в небе») решил обрести независимость. В конце апреля 738 года армии К’ак'-Тилив-Чан-Йопата и Вашаклахун-Убах-К’авиля сразились близ Коквица (местоположение не установлено). Копанская армия потерпела поражение, Вашаклахун-Убах-К’авиль был пленен и обезглавлен. Столь сокрушительное поражение в комбинации с потерей Киригуа и подконтрольных его правителям горных долин нанесли серьёзный удар по могуществу копанских царей, оправиться от которого им так и не удалось, хотя при пятнадцатом царе Копан переживает некоторое возрождение.

Древний город Копан

 Как и многие другие городища майя, Копан пал жертвой кризиса IX века, причины которого до сих пор не установлены, хотя продолжительная засуха и политическая нестабильность представляются наиболее вероятными объяснениями. В последние годы правления шестнадцатого царя наблюдается снижение строительной деятельности, что указывает на общее ухудшение экономической ситуации в царстве. Власть копанских правителей рушится практически в одночасье где-то после 822 года. Показательно, что работа резчика над Алтарем L, посвященным воцарению Укит-Ток’а, последнего царя Копана, так и не была завершена. Храмы и дворцы копанского Акрополя были сожжены и заброшены. Некоторые периферийные поселения напротив переживают кратковременный расцвет, свидетельствующий, что отдельные знатные семьи использовали кризис центральной власти в своих целях. Тем не менее, запустение вскоре распространяется на всю долину. Ни один из древних топонимов известных нам по копанским надписям не сохранился до наших дней, что свидетельствует о том что население долины полностью сменилось по крайней мере единожды. Согласно испанским документам, население окрестностей Копана в XVI веке было столь мало, что не заслуживало собственного церковного прихода.

 Еще фотографии (кликните для увеличения): 

 

Видео про древний город:

 

Древний город Копан на карте: