Существующая сегодня общепризнанная историками версия событий времен нашествия монгольских полчищ на Русь, продолжительного татаро-монгольского гнета и освобождения Русской земли от ордынского ига достаточно популярна. И звучала она примерно следующим образом. В Монголии на рубеже двенадцатого и тринадцатого веков жил вождь, который сумел собрать под своим руководством разобщенные монгольские кочевые племена и основал империю, самую обширную в истории человечества. После чего получил имя, по которому стал известен всему миру - Чингис-хан.

 Хан Великой монгольской империи имел огромное войско, во главе которого решил покорить весь древний мир. Разгромив соседские кочевые племена, Чингис-хан покорил Китай и Среднюю Азию. После падения Самарканда его войска отправились за Амударью вслед за бежавшим шахом разгромленного государства Хорезм. Затем орда прокатилась через Северный Иран и вступила сначала на территорию Южного Кавказа, где покорила города и собрала дань, а затем разгромила и Северный Кавказ. С наступлением весны 1223 года войска Чингис-хана достигли границ древней Руси. Объединившиеся военные силы русских мелких князей и кочевых половцев не смогли противиться натиску свирепого хана, а потому в произошедшем на берегу реки Калка противостоянии они были разбиты. Тем не менее, удача отвернулась от хана - в боях в Волжской Булгарии его войско потерпело поражение и вынужденно вернулось в покоренную Азию. 

 Захватническую политику отца после его смерти продолжил Угедей - третий сын Чигисхана. Под его началом была проведена масштабная военная операция, закончившаяся завоеванием Западных государств, в том числе и многочисленных русских княжеств. Тогда, в 1237 году, Русь подверглась второму страшному нашествию татаро-монгольского войска. Орда прокатилась по ее просторам, оставляя после себя сожженные и разоренные города. Растоптав Русь, войска хана Угедея двинулись на запад, где разорили Польшу, Венгрию и Чехию. Татаро-монгольская волна докатилась до берегов Адриатического моря, но вынуждена была отхлынуть назад, опасаясь возможных действий со стороны хоть и разгромленной, но все-равно опасной и непредсказуемой Руси.

 Тот исторический период и стал началом длительного татаро-монгольского гнета, тяжким бременем нависшего над русской землей. Огромная империя, распростершая свои владения од Пекина до берегов Волги, хозяйничала на Руси, совершала набеги на города, разоряла их, убивала или уводила в рабство множество славян. Знатные ханы из Орды одаривали князей разрешениями на княжеский престол, но при этом могли спокойно убить их. Тем не менее, в среде монголов были христиане, что позволяло некоторым русским князьям заводить с ними довольно крепкие приятельские, а иногда и откровенно дружеские отношения. Иной раз такая дружба давала князю возможность с помощью военной силы своего побратима удержаться на престоле.

 Однако с течением времени Русь начала крепчать военной мощью, объединяя разрозненные княжества перед лицом общей беды. И в 1380 году, молодой московский князь Дмитрий по прозвищу Донской разгромил монгольского хана Мамая со всем его войском, а сто лет спустя сошлись в битве на реке Угре воины князя Ивана III с войсками хана Ахмата. Оба противника разбили лагеря на противоположных берегах реки, ожидая начала военных действий. Но сражения как такового не произошло. Ахмат поверил, что войска князей русских теперь стали достаточно сильны, чтобы противостоять врагу, поэтому повернул своих воинов и ушел с ними к берегам Волги. После этого «стояния на реке Угре» монгольская империя начала сдавать свои позиции и Русь смогла, наконец, освободиться от многовекового ига.

 Однако современная историческая наука обладает сведениями, позволяющими утверждать, что называть иго, продолжавшееся несколько веков на Руси, татаро-монгольским некорректно, поскольку так называемые захватчики вовсе не были пришельцами из монгольских степей. Они были русскими. Возможно, свою роль в данной исторической подмене сыграли летописцы времен Петра Великого, ведь именно тогда татар, как и монголов причислили к монголоидной расе. Версия о подмене фактов имеет определенные свидетельства.

Первоисточники о татаро-монгольском нашествии

 Особое внимание нужно обратить на тот факт, что термин, обозначающий монгольское нашествие, практически никогда не употреблялся в древнерусских сказаниях и книгах. Описание тяжелых испытаний, выпавших на долю славян от набегов монголов, можно найти только в Сборнике старорусских летописей и других древнейших памятников литературы. В этом сборнике подробно описана сама Русь, ее территория, а также существенные на тот момент военные достижения. В частности рассказывается, что земля славянская красива и светла, что имеет она природные богатства, реки, обширные просторы, густые леса, бесчисленное зверье и птиц, а также города, селения, монастыри и другие храмы под руководством князей да бояр. Далее описывается занимаемая Русью обширная территория, которая была покорена христианами и подчинялась Владимиру Мономаху, а затем перешла к сыну его князю Юрию, потом к внуку - князю Всеволоду. При этом и половцы, и литовцы с немцами, и даже повелитель Византийский трепетали перед Владимиром Мономахом. И затем лишь в нескольких словах описано, что обрушилось несчастье, какого не видела Русь со времен Ярослава Великого и до владимирского князя Юрия, Напали на Русь «поганые» народы и стали жечь христианские монастыри.

 Данный текст взят из произведения «Слово о погибели Русской Земли», не сохранившегося до нашего времени описания татаро-монгольского набега. Но этот отрывок очень скуден, и в нём трудно угадать какое-либо вражеское вторжение со стороны иноземных недругов. Основная часть летописи была уничтожена по всей вероятности историками семьи Романовых, которые и ввели эту подмену. Тем не менее нельзя с уверенностью говорить о том, что в не сохранившейся части летописи рассказывается о завоевании Руси монгольской империей. Обозначение «поганые» может в равной степени относиться и к крестьянам, и к язычникам, и даже к некоторым соседним народностям. 

Внешние черты татаро-монгол

 Сегодня вызывает серьезные сомнения описание внешности Чингис-хана и его принадлежность к монголоидной расе. Например, на портрете, хранящемся в музее Тайваня, этот вождь кочевников вовсе не выглядит азиатом. Существуют также древние описания Чингис-хана, согласно которым он был высокого роста, имел длинную окладистую бороду и желто-зеленые раскосые глаза. Известный в древности ученый из Персии Рашид ад-Дин указывал, что в династии, из которой происходил Чингис-хан часто появлялись на свет дети со светлыми волосами и глазами. Да и само имя Борджигин, полученное предками Чингис-хана, переводится как сероглазый. Эти же сведения подтверждает Г. Грумм-Гржимайло, описывая сказание о том, что один из предков Чингис-хана, некий Бодуаньчар, имел голубые глаза и белые волосы. Таким же образом описывается и внешность хана Батыя. Он тоже был светловолос, имел светлую бороду и светлые глаза. Обращает на себя внимание тот факт, что языки монгольской группы не имеют имени Бату, равно как и Батый. Имя Бату есть в башкирском языке, а имя Бастый можно встретить у половцев. На основании этого просится вывод, что имя одного из сыновей Чингис-хана имело вовсе не монгольское происхождение. 

бюст Бату Хана, находящийся в Турции
бюст Бату Хана, находящийся в Турции 
Тимур-Тамерлан  Тимур-Тамерлан

На иранской миниатюре XV-XVI веков Тимур нарисован с белой густой бородой и внешними признаками белой расы

 К сожалению, нельзя доверять сказаниям и легендам о Великом хане, написанным в сегодняшней Монгольской Республике. Все потому, что в средние века на территории монгольских степей не существовал ни алфавит, ни письменность, поэтому записи создавались не ранее семнадцатого века. А это может означать, что любая из этих записей — всего лишь пересказ прошедших через века и, возможно, претерпевших серьезные изменения, устных легенд. Современные монголы очень бережно относятся к этим хроникам и чтут память своего великого предка, как напоминание о былом могуществе народа, сумевшего покорить половину древнего мира.

 Еще одна загадка состоит в том, что ни один из свидетелей тех давних дел не описывал людей с черными волосами и с раскосыми глазами, которые бы могли соответствовать монголоидной внешности. Единственными представителями народов, вышедших из степей Азии, стали джалаиры и барласы. Об этих народах упоминают в книге «Русь и Золотая Орда» ученые Б.Греков и А.Якубовский. Но, согласно авторам книги, эти племена пришли на русскую землю вовсе не под началом Чингис-хана, они пришли в Семиречье - территорию сегодняшнего Казахстана. После чего уже в конце восемнадцатого века они разделились. Джалаиры ушли в сторону сегодняшнего Ходжента, а барласы поселились на берегах Кашкадарьи. В период своего нахождения в Семиречьи оба племени приобщились к тюркскому языку и культуре. Влияние тюркской культуры оказалось таким сильным, что в конце четырнадцатого века тюркский язык они стали считать своим родным. В пользу рассматриваемой версии выступает также тот факт, что в течение трехсот лет ига так и не произошло слияние монголов и славян.

 В период развития Руси, берущий начало в шестнадцатом веке, начинается продвижение русского народа в сторону востока, к подножию Уральских гор. И удивительным оказалось то, что на протяжении тысячи километров этого пути первопроходцы-казаки не встретили никаких остатков могущественной империи степных ханов, которая охватывала территорию от Китайского государства до границ европейской Польши. Никаких признаков городов, ни знаменитого многокилометрового ямского тракта, которым спешили в столицу Каракорум гонцы от русских князей. Никаких следов, свидетельствующих о существовании в этих местах государства. Кроме этого, оказалось, что население этого края не помнит и не знает ни о процветавшей в монгольских степях столице Каракорум, ни о великих ханах, чье влияние и власть распространялись на половину древнего мира. О династиях маньчжур из Северного Китая, жители не забыли, поскольку представители этой династии ассоциировались у них со злом из-за частых разорительных набегов. Но сведения о Батые и Чингисхане отчего-то не остались в памяти местных жителей. Так и не найдя на своем пути ни следов развитого и богатого государства монгольского, ни развалин городов, первопроходцы наткнулись только на малоразвитое Кучумово царство, расположенное на месте сегодняшней Тюмени.

 Обращает внимание и тот факт, что и в живописи на миниатюрах, изображавших эпизоды истории, связанные с военными походами татаро-монголов, все они показаны с явно русской внешность. При внимательном рассмотрении миниатюры «Стояние на Угре» или миниатюры «Взятие Козельска», становится очевидным, что внешность нападавших не является монголоидной. Кроме того, и на многих других старорусских миниатюрах внешний вид и обмундирование воинов Чингисхана практически невозможно отличить от вида русских дружинников.

  Миниатюра летописного свода. XVI век.

Миниатюра "Стояние на Угре" из летописного свода. XVI век.

 
Взятие ордынцами Козельска.
Взятие ордынцами Козельска.
   

 А на известной европейской миниатюре под названием «Смерть Чингисхана» хан нарисован в шлеме, который очень похож на доспехи Болеслава. Такое обмундирование носили русские и европейские воины. Бросается в глаза абсолютно славянское лицо хана, одежда, очень похожая на славянский кафтан, окладистая светлая борода. На боку прицеплен вместо узкой искривленной азиатской сабли елмань — оружие, позаимствованное русскими воинами у турецких янычар. Такие сабли еще долго оставались на вооружении, вплоть до времен Павла Первого.

«Смерть Чингисхана при осаде крепости Калки (Calacuy)». Миниатюра из средневекового манускрипта книги Марко Поло.
Миниатюра из средневекового манускрипта книги Марко Поло. «Смерть Чингисхана при осаде крепости Калки»