Когда воздушный исполин величественно проплыл над улицами Манхеттена, зрители не заметили ничего не обычного. Из распахнутых окон смотровой комнаты путешественники приветствовали репортеров и фотографов, разместившихся на крыше и площадках верхнего этажа одной из самых высоких башен Нью-Йорка. "Гинденбург" беспрепятственно достиг аэродрома в Лэйкхерсе и приступил к снижению. В этот момент и произошла трагедия. После сброса причальных канатов зрители, любовавшиеся огромным лайнером, услышали взрыв. Он был такой силы, что звук его покрыл пятнадцать миль вокруг. Прибытие исполина освещали радиостанции в прямом эфире, поэтому самое точное описание крушения дошло до сегодняшнего дня благодаря репортажу журналиста Герберта Моррисона. Буквально над головами сотен охваченных страхом и оцепенением зрителей летающий корабль обратился в огненный ад. Пламя полыхало, непрерывно подпитываясь водородом из хранилищ в днище.

«Гинденбург» пролетает над Манхэттеном
«Гинденбург» пролетает над Манхэттеном в Нью-Йорке всего за несколько часов до катастрофы, 6 мая 1937.
Гинденбург
В 19:25 по местному времени хвост «Гинденбурга» загорелся, дирижабль находился еще на расстоянии около 200 метров над землей, 6 мая 1937.

 В надежде спастись от огня пассажиры и члены экипажа в ужасе выбрасывались на землю через окна и люки. Воздух наполнился тошнотворным запахом горелого мяса, отовсюду слышны были душераздирающие вопли погибающих. Несмотря на панику и хаос, капитан воздушного судна предпринимал отчаянные попытки удержать дирижабль в воздухе и не позволить ему мгновенно упасть на землю. Благодаря героизму пилота, спастись удалось не только ему самому и членам экипажа, но и шестидесяти двум пассажирам.


Тайна погибшего корабля

 Как же мог современный, безопасный и великолепно оснащенный корабль проиграть битву со смертью? После катастрофы дирижабля долгие годы загадка его гибели занимала многие умы. Журналисты, специалисты, свидетели и просто заинтересованные люди безуспешно пытались разгадать эту тайну. Обстоятельства аварии расследовала официальная комиссия.

 В качестве первостепенной версии выдвигалась возможность саботажа, поскольку “Гинденбург” был символом гитлеровской Германии и вероятность саботажа выглядела весьма убедительно. Но это предположение дальнейшего развития не получило. Специалисты выдвинули целый ряд причин технического характера, включая возникновение искры в двигателе, обрыв проводов и утечку водорода. Однако и эти версии не подтвердились. Через некоторое время руководство Германии прекратило деятельность комиссии и расследование катастрофы "Гинденбурга", несмотря на громкий общественный резонанс, остановилось. 

Гинденбург
Таможенники осматривают багаж пассажиров.

 Только по завершению Второй мировой войны дело было извлечено из архивов, где пылилось почти восемь лет. Тогда же на свет вышла правда о том, что именно Герман Геринг отдал указание членам комиссии не разрабатывать версию саботажа. Гибель разрекламированного чуда — гордости военно-воздушной мощи Германии — в значительной степени нанесла урон авторитету немецкой технике. В случае, если бы выводы комиссии подтвердили факт саботажа, гордость третьего рейха ожидал бы еще один сокрушительный удар. Истинный ариец не способен к предательству.

 Тем не менее, версия террористического акта вновь всплыла в связи с катастрофой “Гинденбурга”. Об этом в своей книге много лет спустя заявил Майкл Макдоналдс Муни. Он писал о том, что гибель корабля была спланирована антифашистами и привел в исполнение этот акт один из членов экипажа - молодой техник по сборке самолетов. Во время трагедии он сильно обгорел и скончался на следующий день в госпитале. Его звали Эрик Шпель. По версии о террористическом акте, около емкостей с водородом была заложена бомба с часовым механизмом. Так как при посадке в условиях грозового фронта дирижабль сделал дополнительный круг, ожидая разрешения пристать к вышке, механизм сработал, когда пассажиры еще не успели покинуть борт лайнера. В заключении автор высказал мнение, что руководство Америки и Германии договорилось закрыть расследование, чтобы избежать международного скандала в напряженный предвоенный период.

 Доказать стал ли “Гинденбург” жертвой саботажа или ошибки техников сегодня уже невозможно. Но не подлежит сомнению, что трагедия гигантского цеппелина стала концом времени, когда роскошь ценилась наравне со скоростью. Сразу же после трагедии в Германии была запрещена эксплуатация дирижаблей для пассажирских перевозок. Конструирование летательных аппаратов было остановлено. Единственным исключением стал “Граф Цеппелин II”. Он был построен, но использовался не для коммерческих рейсов, а в шпионских целях против Великобритании. После крушения “Гинденбурга” Гитлер потерял веру в будущее цеппелинов и останки бывшего символа, привезенные из Америки, были отданы на слом.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Крушение цеппелина “Гинденбург”. Часть 3. Неужели все-таки диверсия?