(Компиляция из различных источников)

Коран. Толкование Абдуррахмана Ас-Саади
(отрывки)

Аллах создал Адама и наделил его прекрасным обликом и стройным сложением. Он наделил его знаниями о названиях разных вещей и явлений, благодаря чему его внутренний облик стал совершенен. После этого Он приказал благородным ангелам поклониться Адаму, выразив тем самым ему почтение и признав его превосходство. Ангелы повиновались приказу Господа, и только Иблис отказался пасть ниц перед Адамом, поскольку он был высокомерен и самодоволен.

Аллах сказал Иблису: «Почему ты отказался пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими двумя Руками? Я оказал ему великую честь, которой не были удостоены другие творения. Почему же ты ослушался Меня и пренебрег Моим приказом?» Иблис возразил Ему: «Я лучше него, поскольку Ты сотворил меня из огня, а его — из глины». Его довод был ошибочным: он предположил, что творение, созданное из огня, лучше того, что создано из глины, потому что огонь лучше глины. Однако это — одно из самых ошибочных суждений по аналогии...

Одного только утверждения Иблиса о том, что он лучше Адама, вполне достаточно для того, чтобы изобличить его порочность. Он говорил о своем превосходстве по причине своего высокомерия и самодовольства, наговаривая на Аллаха то, о чем у него не было никакого знания. А что может быть еще большим недостатком?! В-третьих, он был не прав, когда заявил о превосходстве огня над глиной и землей, потому что земля является смиренным и спокойным созданием, пригодным для земледелия. Она приносит много благ, на ней растут деревья и всевозможные растения, тогда как огонь — неугомонное и безрассудное создание, которое сжигает и уничтожает.

Совершив свой гнусный поступок, Иблис пал так низко, что Всевышний Аллах сказал ему: «Низвергнись из Рая! Никому не подобает превозноситься здесь, поскольку Рай — обитель для чистых и благородных творений. Здесь не место скверным и ничтожным тварям». Унижение и презрение стали ему воздаянием за то, что он возгордился и был доволен собой.

Когда враг Аллаха открыто заявил о своей ненависти к Аллаху, Адаму и его потомкам, он попросил предоставить ему отсрочку до наступления Дня воскресения. Он горел желанием ввести в заблуждение столько потомков Адама, сколько ему удастся. Мудрость Аллаха также требовала того, чтобы его рабы прошли через испытание, ибо только так можно отличить правдивых людей от лжецов, а покорных Аллаху праведников — от приспешников Его врага. Поэтому Он удовлетворил просьбу Иблиса и предоставил ему отсрочку.

Потеряв надежду на милость Аллаха, Иблис сказал: «Я непременно засяду на прямом пути и сделаю все возможное, чтобы помешать людям следовать им! Я буду подходить к ним со всех сторон и использовать любую возможность, чтобы добиться желаемого хотя бы частично». Сатана понимал, что потомки Адама слабы, и многие из них будут пренебрегать своими обязанностями. Помимо этого, он был уверен, что сделает все возможное для того, чтобы ввести их в заблуждение. Поэтому он предположил, что большинство людей будут неблагодарны, и его предположение оказалось правильным. Благодарить надлежащим образом могут те, кто следует прямым путем. Сатана же вознамерился сбить людей с этого пути и помешать им стать благодарными рабами...

Когда Иблис закончил свою речь, Аллах сказал ему: «Ты покинешь Райские сады так, как это подобает ничтожным и презренным творениям. Тебе не будут оказаны почести. Напротив, ты будешь унижен и отвергнут. Ты лишишься Моей милости и всякого добра. А если кто-нибудь из людей последует за тобой, то знайте, что Преисподняя будет заполнена тобой и всеми твоими последователями». Таким образом, Всевышний поклялся, что Преисподняя станет обителью ослушников, и туда войдут Иблис и его приспешники из числа джиннов и людей.

Аллах предостерег Адама от зла, которое ему мог причинить сатана. Наряду с этим Он велел Адаму и его супруге Хавве, сотворение которой тоже было проявлением милости по отношению к нему, поселиться в Райских садах, питаться любыми райскими благами и наслаждаться прелестями, но не приближаться к определенному дереву — есть его плоды им было запрещено. Аллаху лучше известно, что это было за дерево, и упоминание его названия не принесло бы нам никакой пользы. Адаму и Хавве было запрещено питаться его плодами, и Аллах сообщил, что в противном случае они окажутся несправедливыми грешниками — беззаконниками.

Адам и Хавва исправно выполняли предписание Аллаха, пока заклятый враг не явился к ним. Он принялся наущать их и обманом ввел их в заблуждение. «Господь запретил вам питаться плодами этого дерева, чтобы вы не уподобились ангелам и не обрели жизнь вечную. Поверьте мне, ведь я искренне желаю вам добра. Именно поэтому я открыл вам эту тайну», — сказал сатана. Его слова обольстили людей, и страстное желание ослепило их разум.

Сатана низвел Адама и Хавву с той высокой ступени, которую они заняли благодаря тому, что целомудренно сторонились ослушания. Он окунул их в скверну грехов, и они поели плоды запретного дерева. Но стоило им вкусить их, как обнажились их срамные места, которые прежде были сокрыты от их взоров. Богобоязненность, будучи их духовным одеянием, влияла и на их внешний облик, но после совершения греха их срамные места обнажились, и они стали стыдиться друг друга и прилеплять на себя листья райских деревьев, прикрывая ими срамные места. Тогда Господь обратился к ним с укором и порицанием: «Разве вам не было запрещено питаться плодами этого дерева? Разве вам не было сказано, что сатана — ваш заклятый враг? Почему же вы совершили запрещенное и послушались его?»

Аллах смилостивился над Адамом и Хаввой, позволил им принести покаяние и принял его. Они признали свое прегрешение, попросили Его о прощении: «Господь наш! Мы совершили поступок, совершать который нам было запрещено, и сами себе навредили. Мы совершили грех, который может повлечь за собой великий убыток, если только Ты не простишь нас. Смой же наше прегрешение, избавь нас от наказания, прими наше покаяние и убереги нас от подобных поступков в дальнейшем». Аллах простил их, и в Коране по этому поводу сказано: «Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение. Потом Господь избрал его, принял его покаяние и наставил на прямой путь» (20:121-122). Что же касается Иблиса, то он не перестал грешить и творить беззаконие. Поэтому, если люди уподобляются Адаму, признают свои прегрешения, просят прощения, сожалеют о содеянном и перестают ослушаться Господа, то Он делает их своими избранниками и наставляет на прямой путь. Но если они уподобляются Иблису, совершая грехи и приумножая свое нечестие, то Аллах отдаляет их от себя.

Аллах обратился к Адаму и Хавве и велел им покинуть Райские сады... Аллах велел им снизойти на землю вместе с Иблисом, дабы всем стало ясно, что дьяволы будут неразлучно следовать за людьми. Иблис действительно не отлучается от человека, следует за ним по пятам и делает все возможное для того, чтобы ввести в заблуждение потомков Адама. Из этого можно заключить, что Аллах изгнал Адама, Хавву и Иблиса из Райских садов на землю, где им суждено оставаться врагами друг другу. Земля стала для них временной обителью, в которой они получили возможность наслаждаться и пользоваться мирскими благами до определенного времени.

После низведения Адама, его супруги и потомков на землю, Всевышний Аллах поведал о том, что произойдет с ними на земле: там им предстоит прожить целую жизнь, преисполненную искушений и испытаний. К ним будут отправлены посланники и ниспосланы Писания, после чего они умрут и будут преданы земле. А когда все потомки Адама проживут отведенный для них срок, Аллах воскресит людей, выведет их из земли и поселит в обители, которая станет для них последним пристанищем... Затем Всевышний предостерег потомков Адама от повиновения сатане, дабы он не смог поступить с ними так, как поступил с прародителем рода человеческого...

Аллах оберегает небеса от проклятых бесов. И если кто-нибудь из дьяволов осмелится подслушать разговоры в высшем сонме, то ему вслед будет отправлена палящая звезда. А это значит, что звезды украшают внешний облик небес и охраняют их внутренний мир от всего запрещенного и несовершенного. Это также значит, что дьяволам иногда удается украдкой подслушать вести с небес, однако того, кто осмелится на подобное, непременно настигает горящая падучая звезда, которая убивает дьявола или лишает его рассудка. Иногда звезда поражает дьявола до того, как он успевает передать услышанную весть своим собратьям, чтобы они донесли ее до людей, и тогда услышанная на небесах весть не доходит до земли. Но иногда дьявол успевает передать ее своим собратьям до того, как его поражает падучая звезда, и тогда дьяволы раздувают услышанное и прибавляют к одной правде сотню неправд. А колдуны и предсказатели обосновывают правдивость своих предсказаний той единственной вестью, которая была подслушана на небесах...

Преисподняя уготована для Иблиса и его воинов. Они будут собраны у адских врат, которые расположены друг под другом. У каждых из этих врат будет находиться часть последователей сатаны, совершавших похожие злодеяния. Всевышний сказал: «Они будут брошены туда вместе с заблудшими, а также со всеми воинами Иблиса» (26:94-95).

Мухйиддин бин Араби «Исповедь Сатаны»
(отрывки)

Шайтан — воинственное и агрессивное существо

Та ненависть и зависть, которую он испытывает к человеку, заставляет его вести беспощадную войну против людей. Он просил у Всевышнего Аллаха разрешения устраивать западни и ловушки на пути человека, и по Мудрости Творца это разрешение ему было дано. Тогда шайтан начал неотступно следовать за человеком, прилагая неимоверные усилия и весь свой изощренный ум, чтобы свести его с истинного пути и столкнуть в неверие: «Сказал [Аллах]: «Так уходи же из рая, будь побиваем камнями, и, воистину, над тобой [будет тяготеть] проклятие до Судного дня». Сказал [Иблис]: «Господи! Так дай мне отсрочку до того дня, когда люди будут воскрешены». [Аллах] ответил: «Воистину, тебе дана отсрочка до дня, наступление которого определено». [Иблис] сказал: «Господи! За то, что Ты свел меня с пути истины, я [исхитрюсь] приукрасить [все дурное] на земле и непременно совращу всех Твоих рабов» (аль-Хиджр, 15/34-39).

Шайтан крайне высокомерен

«И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом. Все пали ниц, кроме Иблиса, [который] отказался [пасть ниц], возгордился И Стал неверующим» (аль-Бакара, 2/34).

Шайтан подталкивает к пререканиям
и спорам о Всевышнем Аллахе

«Среди людей встречаются и такие, которые спорят об Аллахе, ничего об этом не ведая, и следуют за всяким мятежным шайтаном» (аль-Хадж, 22/3).

Шайтан пытается внести раздор между мусульманами

«Скажи [, Мухаммад,] Моим рабам (т. е. верующим), чтобы они разговаривали наилучшим образом, ибо шайтан сеет между ними рознь. Воистину, шайтан для человека — явный Враг» (аль-Исра, 17/53). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Шайтан утратил надежду на то, что за ним последуют те из жителей Аравийского полуострова, которые совершают намаз. Но надеется посеять между ними вражду». (Муслим).

Шайтан брат тому, кто расточителен

«Расточители — братья шайтанов» (аль-Исра, 17/27). Если человек занимается расточительством, напарником в его делах становится шайтан. «Я непременно собью их с пути истины, внушу им тщетные надежды [на вечную жизнь], прикажу... искажать религию, данную Аллахом» (ан-Ниса, 4/119). «Но шайтан стал нашептывать ему: «О Адам! Не показать ли тебе древо [с плодами, дарующими] вечность и вечную власть?» (Та-ха, 20/120). Иблис назвал «древом вечности» дерево, которое, по сути, таковым не являлось.

Шайтан все делает левой рукой

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть каждый из вас ест правой рукой, пьет правой рукой, берет правой рукой и отдает правой рукой. А шайтан ест левой рукой, пьет левой рукой, берет левой рукой и отдает Левой рукой». (Достоверный хадис, Ибн Маджа).

Шайтан донимает тех, кто совершает намаз поодиночке,
а не джама'атом

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если в селе или другом каком-либо месте будут три мусульманина, и они не станут совершать намаз джама'атом, то их окружит шайтан. Крепко держитесь вместе. Ведь волк пожирает овцу, которая отдаляется от отары». (Достоверный хадис, Абу Дауд).

Шайтан пристает к мусульманину во время намаза

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Шайтан будет приставать к вам во время намаза. И не будет отступать, пока совершающий намаз не собьется или не забудет, сколько рака'атов намаза он совершил. Если такое случится, то подле последнего сидения для чтения ат-Тахийат совершите два сажда и затем дайте салям». (Достоверный хадис, Абу Дауд).

Шайтан встает в ряд с мусульманами,
если между совершающими намаз есть свободный промежуток

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Сплачивайте ряды во время намаза. Стойте рядами, как держат строй ангелы. Держитесь плечом к плечу, не оставляя промежутков. Не оставляйте промежутков для шайтана, стараясь также не стеснять своих братьев прикосновением. Кто заполнит ряд совершающих намаз, Всевышний Аллах возместит тому (его недостатки и грехи). Кто нарушит ряд, Всевышний Аллах расстроит его дела». (Достоверный хадис, Абу Дауд).

Шайтан побуждает плохие сны

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если кто из вас увидит красивый сон, пусть знает — этот сон от Аллаха. За это пусть возблагодарит Аллаха и расскажет его своим близким. А если увидит дурной сон, пусть знает — это от шайтана, и пусть никому его не рассказывает и прибегает от наущений шайтана к Аллаху». (Бухари, Муслим).

Шайтан чинит препятствия
для совершения утреннего намаза

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Шайтан завязывает три узла на голове спящего. И в течение всей ночи мучает его этими узлами. Если, проснувшись, человек вспомнит об Аллахе, то один из узлов развяжется. А когда он совершит омовение — развяжется второй. А когда он совершит намаз — развяжется последний. И тогда встретит он день в хорошем настроении и добром расположении духа. В противном случае встанет он ленивым и в дурном настроении». (Муслим).

Шайтан избегает джама'ата

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто стремится попасть в Рай, пусть будет в джама'ате, поистине, шайтан рядом с теми, кто остается в одиночестве». (Достоверный хадис, Тирмизи).

Шайтан тут как тут является тогда,
когда мужчина и женщина остаются наедине

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть мужчина не остается наедине с женщиной. В противном случае третьим с ними будет шайтан». (Достоверный хадис, Ибн Мад-жа).

Шайтан осуществляет свой призыв среди тех,
кто идет путем лжи и заблуждения

«И [знайте], что этот [путь] — прямая дорога, [указанная] Им. Следуйте по ней и не следуйте другими путями, а не то вас собьют с пути, указанного Им» (апь-Ан'ам, 6/153). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), для того чтобы объяснить этот священный аят, нарисовал прямую линию и сказал: «Вот это абсолютно прямой путь, путь Аллаха». Затем справа и слева от этой линии нарисовал другие различные линии и пояснил: «А это другие пути. И нет ни одного из них, в начале которого не сидел бы шайтан и не сбивал бы идущих по нему». Затем он прочитал этот священный аят. (Насаи).

Шайтан подступает в моменты гнева

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Я знаю слова, если их произнесет человек, находящийся в унынии и тягости, то все пройдет. Это «А'узу билляхи минаш-шай-танир-раджим». (Бухари, Муслим). Посланник Аллаха сказал это человеку, который приблизился к нему в состоянии гнева с раскрасневшимся лицом и вздувшимися венами на шее.

Шайтан не может приблизиться к тому,
кто прочитал аят «аль-Курси»

«Во сне к Абу Хурайра (радыйаллаху анху) пришел шайтан и сказал: «К тому, кто перед сном прочитал аят «аль-Курси», Всевышний Аллах приставит достаточное количество стражей, и до рассвета шайтан не сможет приблизиться к нему». Когда Абу Хурайра поведал об этом Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), тот сказал: «Даже будучи лжецом, он сказал тебе правду» (Бухари).

Шайтан убегает, заслышав азан

«Поистине, услышав азан на намаз, шайтан разворачивается и убегает, испуская газы». (Муслим). В другом хадисе передается: «Движение указательного пальца при чтении ат-Тахийат во время совершения намаза, ощущается шайтаном больнее, чем удары железом». (Ахмад). То есть, указательный палец в это время действует на него как железный кнут.

Шайтан в месяц Рамадан сковывается цепями

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Когда наступает Рамадан, раскрываются двери Рая, запираются входы в Ад, и шайтаны заковываются в кандалы». (Нэсаи).

Искреннее раскаяние обезоруживает шайтана

«А если шайтан подвергнет тебя искушению, то проси убежища у Аллаха, ибо Он — Слышащий, Знающий. Воистину, если богобоязненным людям предстанет наваждение от шайтана, то они вспоминают [козни сатаны], и (тогда) они распознают [подлинное значение наваждения]» (апь-А'раф, 7/200-201).

Шайтан не может навредить искренним рабам Аллаха

«[Иблис] сказал: «Господи! За то, что Ты свел меня с пути истины, я [исхитрюсь] приукрасить [все дурное] на земле и непременно совращу всех Твоих рабов, за исключением тех, которые искренни» (апь-Хиджр, 15/39-40). Всевышний Аллах не примет деяния, которые совершены неискренне. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Всевышний Аллах примет лишь искренние деяния, те, которые совершены лишь ради достижения Его довольства». (Насаи).

Всевышний Аллах наделил шайтана властью над людьми. Но власть шайтана распространяется лишь на неверующих и лицемеров, которые свою веру подтверждают только словами. Ибо они довольствуются тем, что сознательно отвергли Всевышнего Аллаха и божественную Помощь и последовали за шайтаном, безропотно приняв помощь сатаны. Всегда нужно помнить, что победы удостоятся только те, кто устремлен к Всевышнему Аллаху. В Судный день те, которых возвели в ранг божества, подобно Иблису, откажутся от своих последователей.

Шейх Вахид Абдус
«Оберегание человека от джинов и шайтанов»
(отрывки)

Племя Иблиса — это те, которые работают на него, кто последовал за ним из джинов, людей и животных. Их всех называют шайтанами, что означает — черт, злодей, дьявол, сатана. И вот этот Иблис, будь он проклят, с тех пор он был изгнан из Рая, у него не было другой работы, кроме сбивания людей с правильного пути. И за это длительное время он накопил огромный опыт в изобретении разных видов обмана и обольщения. И всему этому он обучает свое племя из людей...

Степени ввода в заблуждение

Первая степень: неверие (ширк)

Неверие — придавание сотоварищей Аллаху, а также враждебность к Аллаху и Его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует). И когда шайтан добивается от человека неверия, его работа над ним не ослабевает. Неверие — это первое, что хочет шайтан от раба, и он не отстает от него, пока не добьется этого. И когда он добивается этого, он его включает в число своих воинов, и тот, в свою очередь, становится проповедником Иблиса и его помощником.

Вторая степень: новшество (бидъа)

Новшество милее шайтану, чем нечестие и грехи, так как его вред касается самой религии, это переходящий вред, это грех без покаяния, это противоречие призыву посланников и двери в неверие и в язычество. И когда шайтан добивается от человека новшества, этот человек становится его помощником, а если он не может ввести его в эту степень, и если этот раб является противником новшества, он старается ввести его в следующую степень.

Третья степень: большие грехи

После этих двух степеней шайтан больше всего старается ввергнуть человека в большие грехи, в особенности, если этот человек ученый, за которым следуют люди. Этим он намеревается отдалить людей от него. Затем он распространяет его ошибки и грехи среди людей, своими нарушениями он находит среди них того, кто их распространяет. Тот, кто распространяет их, утверждая, что он делает это ради Аллаха и в интересах Ислама, на самом деле является помощником Иблиса. Великий Аллах в своей Книге сказал: «Поистине, те, которые любят, чтобы среди верующих распространились мерзкие дела, для них — мучительное наказание в этом мире и в том» (Свет: 19).

Четвертая степень: маленькие грехи

Когда маленькие грехи скапливаются в большом количестве, они могут погубить совершающего их. Имам Ахмад рассказал от Сахла ибн Саада, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Берегитесь маленьких грехов. Маленькие грехи подобны людям, которые остановились в ущелье. Это — один пришел с куском дерева, также другой пришел с куском дерева, пока они не собрали дрова на костер, на котором они приготовят себе обед. Поистине маленькие грехи, когда они скапливаются в большом количестве, то они губят раба». Если шайтан не может вести раба в эту степень, он переводит его в следующую степень.

Пятая степень: разрешенные дела

Шайтан позволяет заниматься разрешенными делами, наподобие продолжительного сна, обильной еды, питья, а также излишества в одежде и в провождении времени без пользы. Если шайтан не может ввести раба в эту степень, и если этот раб был из тех людей, которые дорожат своим временем и стремятся совершать хорошие дела, он переводит его в следующую степень.

Шестая степень: второстепенные дела

Шайтан позволяет рабу заниматься второстепенными делами, отвлекая его от основных; шайтан позволяет ему совершать хорошие второстепенные дела, стремясь отвлечь его от основных исламских дел. И мало кто из людей понимает это. Когда кто-либо стремится совершить какое-либо дело, ему и в голову не приходит, что это может быть от шайтана, и он про себя говорит, что это от Аллаха. Его можно просить, если он не знает, что шайтан открывает перед рабом семьдесят дверей добра либо для того, чтобы через эти двери привести его к одной из дверей зла, либо для того, чтобы отвлечь его от добра, которое превосходит все семьдесят дверей добра. Это можно узнать только через свет Всевышнего, который Он посылает в сердце раба, который, оставив все пути, последовал по пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), изучил степени превосходства дел у Аллаха, отличив основные дела от второстепенных...

Методы шайтана в сбивании человека с пути Аллаха

Первый метод: разукрашивание лжи

...Шайтан разукрасил людям поклонение идолам, разрыв родственных отношений, погребение заживо дочерей, женитьбу на матерях и обещал им ввести их в Рай, вместе с неверием, с нечестием и непослушанием. Шайтан также представил им ширк в форме возвеличивания благочестивых людей; он также представил им оставление повеления хорошими делами и запрещение плохих дел в форме проявления любви к людям и форме хорошего обхождения с ними. Также он представил им отход от пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в форме подражания имамам и большим ученым, и также он представил им лицемерие и лояльность к религии Аллаха в форме необходимой политики для жизни на этой земле.

Второй метод: название грехов красивыми именами

Одним из методов шайтана является название грехов красивыми именами, чтобы скрыть их отрицательную сторону... Последователи шайтана, тоже подражая ему, называют запрещенные вещи красивыми именами. К примеру, они называют вино матерью радостей, ростовщичество — пользой, нарушение женщиной шариатской формы — одеждами свободной женщины, общение мужчин и женщин и их встречи друг с другом они называют прогрессом и цивилизацией, распутную певицу они называют «деятелем искусств», а весь этот разврат, непослушание и распутство они называют искусством. И все это делается для того, чтобы подвести людей к этим грехам.

Третий метод:
называние хороших дел отвратительными именами

Истину всегда покрывает свет, если ее оставить такой, какая она есть без искажений и без обезображивания; души будут тянуться к ней, сердце склонится к ней. И поэтому шайтан считает своей первой задачей исказить истину и назвать ее отвратительными именами, отталкивающими от нее... Он (шайтан) внушил своим друзьям — кафирам называть людей, которые идут по пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и которые придерживаются его Сунны — экстремистами и фанатиками. Эти кафиры отход от грехов и от домов разврата — замкнутостью, шариатскую форму одежды женщины — возвращением к первобытным временам. Женщину, которая придерживается повеления своего Господа и ведет хозяйство в своем доме, они называют реакционеркой и отсталой. И это все внушает им шайтан! Однако мы призываем людей истины, чтобы они не чувствовали слабости, и чтобы они продолжали идти по пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и придерживались Корана и Сунны.

Четвертый метод:
использование человека против самого себя

Это любимый метод врага Аллаха. Он использует нафс (душу) человека против него же самого. И в этой области шайтан добивается больших успехов, так как он находит в лице самого человека своего помощника. Шайтан старается узнать, что предпочитает этот человек, что он любит; шайтан способен проходить по венам человека, изучает все слабости человека, его страсти, и через эти слабости и страсти он его сбивает с пути Аллаха.

Пятый метод: постепенность сбивания с пути Аллаха

Шайтан не приходит к человеку и не говорит ему: «Соверши этот грех, и ты попадешь в Ад», а приближает человека к аду постепенно маленькими шажками. И поэтому Всевышний Аллах сказал, предостерегая нас: «О вы, которые уверовали, не следуйте по стопам шайтана! Кто следует по стопам шайтана, тот показывает гнусность и не одобряемое. И если бы не щедрость Аллаха к вам и не Его милости ни один бы из вас никогда не очистился. Но Аллах очищает, кого пожелает. Поистине, Аллах — Слышащий, знающий» (Свет: 21). Этот призыв жалости и милости от Аллаха Милосердного к Своим рабам. Он их предостерегает, чтобы они не следовали путями шайтана...

Шестой метод: сдерживание от истины

Шайтан взял на себя смелость сбить с пути Аллаха всех сыновей Адама, кроме тех его сыновей, которые укрылись за стенами крепости ихласа (искренности, добросердечия). До них он добраться не может. Всевышний Аллах сказал: «Он сказал: "За то, что Ты сбил меня, я засяду против них в Твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдешь большинства из них благородными» (Преграды: 16, 17)…

Седьмой метод: «добрый советник»

Шайтан не приходит к человеку и не говорит: «Соверши этот грех, из — за этого тебе будет мучительное наказание», а приходит к нему как доверенный советник. С помощью этого метода он смог сбить наших прародителей с пути Аллаха и вывести их из Рая. Всевышний Аллах сказал: «И заклял он их: «Поистине, я для вас добрый советник» (Преграды: 21). И поэтому Всевышний Аллах предостерегает нас от этого искушения и от козней, говоря: «О, сыны Адама! Пусть шайтан не искусит вас, как он извел ваших родителей из Рая…» (Преграды: 27).

Восьмой метод: прибегание к помощи шайтанов из людей

Есть люди, сердца которых наполнились иманом (верой). Ислам смешался с их кровью и плотью, и они идут только по его пути, следуют только за посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), придерживаются Ислама во всех делах — больших и малых. К ним приходит шайтан и пытается их сбить с пути Аллаха и после того, как все его хитрости доходят до цели он прибегает к помощи своих друзей — шайтанов из людей. Всевышний Аллах говорит: «…Ведь шайтаны внушают своим сторонникам, чтобы они препирались с вами, а если вы их послушаете, вы тогда — многобожники» (Скот: 121)…

Двери шайтана

Первая дверь: невежество

Это огромнейшая из дверей шайтана. Мы не преувеличим, если скажем, что все двери шайтана начинаются от невежества, так как невежественный человек не знает, где двери шайтана, чтобы закрыть их, не знает его хитростей, чтобы противостоять им, не знает его сетей, чтобы сторониться их, и шайтан с легкостью притягивает его к себе и берет верх над ним. Невежественный человек также не может добро отличить от зла, Сунну от новшества. И, возможно, он будет совершать грех, думая, что это Сунна. И, таким образом, он оказывается среди потерпевших убыток. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Указать ли нам тех, которые понесут только убытки от дел своих, тех, которых заботливость в настоящей жизни беспутна, хотя они и думают, что делают прекрасные дела» (Пещера: 103, 104). Невежество ослепляет сердце и разум, и по этой причине невежественный человек становится мишенью для шайтана, и шайтан направляет против него стрелы сомнений и страстей, и губит его. И когда он доходит до предела, шайтан включает его в число своих воинов, через него распространяет на земле нечестие и удерживает людей от истины. Таким образом, он попадает в партию шайтана. «…О да, поистине, партия шайтана потерпит убыток» (Препирательство: 19).

Вторая дверь: гнев

Гнев также входит в число самых больших дверей шайтана, и шайтан играет с разгневанным, как дети играют с мячом. Абу Хурайра сказал, что один человек сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Дай мне совет!» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не гневайся!». Человек повторил свою просьбу несколько раз, но каждый раз Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил ему: «Не гневайся!» (Об этом рассказал Аль — Бухари)…

Третья дверь: любовь к этому миру

Если бы люди знали сущность этого мира, то не придавали бы никакого значения и не оставили бы ему места в своих сердцах, и своими языками не поминали бы его. Аллах, создавший его, объясняет нам его сущность. Всевышний Аллах сказал: «Знайте, что жизнь в здешнем мире есть обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие между вами, желание отличиться множеством имущества и детей: она подобна тем произрастениям при дожде, которые собой пленяют земледельца, потому увядают после того, видишь их пожелтевшими напоследок делаются сухими стеблями. В будущей жизни их жестокая мука, или прощение от Аллаха и благоволение. Жизнь в здешнем мире есть только обманчивое наслаждение» (Железо: 19, 20). Жизнь — это забавы и игра: умный человек превратит эту жизнь в поле для другой жизни, к этому призывает нас Всевышний Аллах, говоря: «Опережайте же друг друга к прощению от вашего Господа и Раю, ширина которого, как ширина неба и земли, уготованного для тех, которые уверовали в Аллаха и в Его посланников». (Железо: 21). Знай же, брат — мусульманин, что когда любовь к этому миру овладеет сердцем, то это откроет шайтану другую дверь.

Четвертая дверь: большая надежда на этот мир

Поистине, раб, когда его надежды на этот свой мир, и разрушает свой ахират (загробную жизнь). Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказал: "Я слышал как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Сердце старика остается молодым к двум вещам: к любви к этому миру и к большим надеждам на этот мир». (Об этом рассказал Аль — Бухари). Абдулла ибн Умар рассказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) взял меня за плечо и сказал: «Будь в этом мире как чужестранец или путник». Ибн Умар говорил: «Когда придет ночь, не жди утра, а когда придет утро, не жди ночи. Возьми от своего здоровья для своей болезни, от своей жизни для своей смерти». (Об этом рассказал Аль — Бухари).

Пятая дверь: алчность

Кааб ибн Идз сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, для каждой Уммы было искушение, а искушение моей Уммы — богатство». (Об этом рассказал Ат — Тирмизи). Абу Хурайра рассказал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Богат не тот, у кого много богатства, а тот богат, кто душой богат». 

Шестая дверь: скупость

Всевышний Аллах сказал: «Шайтан обещает вам бедность и повелевает вам разврат, Аллах обещает вам Свое прощение и милость, и Аллах — Объемлющий, Знающий» (Корова: 268). Шайтан пугает человека бедностью, чтобы он не расходовал свои сбережения на пути Аллаха, и внушает ему, что он обеднеет и станет нуждающимся, однако Аллах успокаивает каждого верующего мусульманина своим словом: «…Аллах обещает вам. Свое прощение и милость, и Аллах — Объемлющий, Знающий» (Корова: 268)…

Седьмая дверь: высокомерие

Высокомерие является одной из дверей шайтана. Войдя через эту дверь, он унижает человека, берет над ним верх, заставляет его отвергать истину и держаться за ложь. Высокомерный человек — это невежественный человек, который не знает сущности своего существования и сущности своего Господа. Если бы он знал самого себя, он узнал бы, что он когда-то был каплей спермы, к которой питают отвращение, потом стал сгустком крови, потом куском мяса, потом младенцем. К чему же это высокомерие? Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах не любит каждого высокомерного гордеца» (Женщины: 36). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал, предостерегая людей от высокомерия и, объясняя, что его результат бывает плохим: «В Рай не войдет тот человек, у которого в сердце была хотя бы маленькая частица высокомерия». (Об этом рассказал Муслим)…

Восьмая дверь: любовь к похвале

Знай, мой брат — мусульманин, если ты любишь похвалу, то шайтан заходит к тебе через двери самолюбования, а это — губительная болезнь. И знай, что похвала приводит к большим бедам. Шайтан сеет среди любящих похвалу семена высокомерия и самолюбия, и это губит хвалимого. Абу Муса Аль — Ашари рассказал: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) услышал, как один человек восхвалял другого, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы сломали спину этому человеку, то есть хвалимому». (Текст согласован). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «И тогда вы увидите, что кто-то кого-то хвалит, то кидайте в его лицо комья земли». (Об этом рассказал Муслим).

Девятая дверь: показуха

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Больше всего я боюсь распространения среди вас маленького ширка». Сподвижники спросили: «А что за маленький ширк, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Это показуха». (Об этом рассказал Ахмад). Есть люди, которые показывают свои знания, есть люди, которые показывают свое поклонение, а также есть люди, которые показывают свое милосердие и др. И поэтому наши праведные предки скрывали свои хорошие дела, как скрывают люди сейчас грехи и пороки. И знай, брат — мусульманин, что на похвалу толкает стремление заработать похвалу людей и боязнь их порицания и упрека.

Десятая дверь: самолюбие

Самолюбие отличается от высокомерия. Самолюбование является первой ступенью высокомерия, и пусть Аллах сохранит нас от обоих этих пороков.

Одиннадцать дверь: беспокойство и страх

Беспокойство и страх являются лодками шайтана, на которые он сажает людей, и которые плывут вместе с ними в морях иллюзий и воображения, пока он не бросит их в океан растерянности и печали. А что касается верующего, то он садится на корабль терпения и покорности, пока он не доходит до океана безопасности, и там он находит берег спасения. Беспокойство и страх являются врожденными качествами человека, они были созданы в нем, и поэтому Аллах указал нам путь спасения от них...

Двенадцатая дверь: следование за страстями

Поистине, когда Великий Аллах создавал страсти в человеке, он, прежде всего, создал для него ум, чтобы ум руководил человеком и направлял его. Всевышний Аллах также объяснил, что следования за страстями приводит к заблуждению и к отклонению от пути Аллаха, к несчастью и к потере обоих миров. Всевышний Аллах сказал: «И не следуй за страстями, это собьет тебя с пути Аллаха».

Тринадцатая дверь: плохое мнение

...Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Берегитесь предположений (плохих мнений). Поистине, предположение является самым ложным среди всех разговоров и, не шпионьте друг за другом, не завидуйте друг другу, не проявляйте ненависть друг другу, не отворачивайтесь друг от друга, и будьте, о рабы Аллаха, братьями». (Об этом рассказал Аль — Бухари). Поистине, предположение является ловушкой, где шайтан охотится на сердца людей, потому что предположение является одним из факторов развала джамаатов, их связей и разрыва братских отношений.

Четырнадцатая дверь:
пренебрежительное отношение к мусульманам

Поистине, пренебрежительное отношение к мусульманину входит в число самых больших грехов у Аллаха. И поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Достаточным злом для человека является пренебрежительное отношение к своему брату — мусульманину» (Об этом сказал Муслим). Уважение и признательность должны быть обоюдными среди членов исламского джамаата. И поэтому Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Пусть одни мужчины не издеваются над другими; может быть, они — лучше их! И женщины — над женщинами, может быть они — лучше их. И не выискивайте недостатки друг у друга, и не называйте друг друга оскорбительными кличками» (Комнаты: 11).

Пятнадцатая дверь: пренебрежение грехами

Одной из дверей шайтана является пренебрежение грехами. Шайтан подходит к мусульманину и говорит ему: «Это маленький грех. Соверши его, это небольшой грех», и не отстает от него, пока тот не совершит его. Абу Хурайра рассказал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, у раба, когда он совершает один грех, на сердце появляется маленькая черная точка; если он оставит этот грех и попросит прощения у Аллаха за него, то его сердце очищается, а эта точка стирается. А если он вернется к нему, то эта точка увеличивается, пока она не покроет все сердце. Это и есть ржавчина, про которую Всевышний Аллах упомянул в следующем аяте: «Так нет же, покрыло ржавчиной их сердце то, что они совершали». (Об этом рассказал Ат - Тирмизи).

Шестнадцатая дверь: чувство безопасности от гнева Аллаха

Есть люди, которые проводят свое время в грехах, и когда ты советуешь им что — либо, они отвечают тебе: «Аллах Милостивый, Милосердный, Прощающий». Эти бедные забыли, что наказание Аллаха является мучительным и вечным. Всевышний Аллах сказал: «Возвести рабам Моим, что Я — Прощающий, Милосердный, и что наказание мое — мучительное» (Аль — Хиджр: 49 — 50). Аллах прощает грехи кающимся, проявляет милость к верующим, однако грешники подвергаются мучительному наказанию, и пусть никто не обольщается милостью Аллаха и остерегается Его хитростей. Всевышний Аллах сказал: «Разве же они чувствуют себя в безопасности от хитрости Аллаха? Безопасность от хитрости Аллаха чувствуют только потерпевшие убыток!» (Преграды: 99).

Семнадцатая дверь: отчаяние в получении милости Аллаха

Когда шайтан не может подступиться к рабу Аллаха через двери обольщения милостью Аллаха, он подходит к нему через другие двери и заставляет его отчаиваться в том, что нет этому человеку милости от Аллаха, говоря ему: «У тебя много грехов, у тебя большие грехи, их невозможно простить, и Аллах к тебе Свою милость не проявит». И он не отстает от этого раба, пока тот не потеряет надежду на милость, и тогда шайтан ему говорит: «А теперь наслаждайся этой жизнью, как тебе угодно, до смерти, так как после смерти ты войдешь в Ад, несомненно, и поэтому наслаждайся этой жизнью». И таким образом шайтан толкает раба на преступление и грехи. Раб обязан закрыть и эту дверь, вспоминая милости Аллаха, которые охватывают любую вещь...

 Источник