Читать 1 часть статьи: Теория расизма. Часть 1
Расистские концепции стали отправной точкой для формирования выводов политического характера, которые появились именно в Германии. Они прекрасно подходили в качестве идеологии милитаристам и колониалистам, которые не скрывали своих агрессивных и империалистических замашек. Уже в конце 19 века среди немецкого населения получило распространение движение за империалистический раздел мира. Страна в погоне за англичанами в ускоренном темпе строила военный флот, захватила колонии на территории Африки и Океании. Очевидно, что представители империалистических кругов, активно заинтересовались расистскими теориями, ведь они отлично годились на роль «научного объяснения» их планов.
Немцы признавались носителями арийского типа расы, предназначение которой заключалось в господстве над всеми остальными. После Первой мировой войны в определенных кругах начал распространяться миф о природном превосходстве арийской расы, представители которой отличаются высоким ростом, длинной головой и светлыми волосами. Эти внешние признаки позволяли говорить о генетической связи с германскими народами.
Вся эта концепция превосходства арийской расы была создана на основе сочинений Гобино. Он был основателем антропосоциологии, затем его идеи дополнил Ляпуж. Согласно последнему, развитие культуры происходит только под воздействие истинных арийцев – длинноголовых блондинов с голубыми глазами. Этим объясняется и правота закона распределения городов: самые крупные центры культуры располагаются на тех территориях, где распространено население, относящееся к арийской расе. Короткоголовое население распространено в сельской местности.
В трудах Ляпужа не только рассматривалась зависимость степени культурного развития от формы черепа, но и делался вывод, что длина головы непосредственно влияет на разделение общества на классы. Один из главных его законов гласит, что в государствах со смешанным населением, люди с длинными головами более богаты и наделены властью. У представителей интеллигенции дело не только в длине головы, но и ее ширине.
Элита, по мнению Ляпужа, имела все имеющиеся человеческие достоинства, а представители низших классов ничем не отличались от собак, которые ищут нового хозяина, когда потеряют прежнего. Кстати, ладе класс интеллигенции был разделен им на две части: одни люди представляли высший класс господ и могли самостоятельно генерировать идеи, а вторые – сами ничего не могли придумать и поэтому занимались заимствованием.
В то же время, исследователь понимал, что низшие классы однажды могут восстать против своих господ, и выступал против образования и иного просвещения, которые могут только ускорить приближение этого момента.
Со временем идеология фашизма несколько изменилась: внешность большинства нацистов не соответствовала представлениям об арийской расе. Создатели фашистской теории поменяли свою концепцию и стали говорить не о внешних признаках типа цвета глаз или волос, а о «северной расовой душе». В итоге к «высшей расе» стали относиться не только немецкие фашисты, но и их итальянские «коллеги», а также милитаристы Японии.
Теоретические деятели расизма направляли свои силы на достижение расовой чистоты народов, у которых в результате экономического развития количество смешанных браков стало таким огромным, что говорить о чистоте расы нет смысла.
Расовая концепция стала основой возникновения и идеологической поддержки фашизма. Пик развития этой концепции пришелся на годы гитлеровской диктатуры. В Германии расизм стал официальной идеологией и был призван оправдать захват других стран, многомиллионные убийства мирного населения, концентрационные лагеря, пытки противников фашизма в самой Германии. Для преследования еврейского населения были использованы все возможные средства.
Аналогичная ситуация складывалась и в других фашистских странах: японцы осуществляли подобные действия в Китае, а итальянские фашисты – в Северной Африке и на Балканах.
Расовая теория давно изжила себя и была полностью дискредитирована после Второй мировой войны. Сейчас она нигде не используется даже в качестве полуофициальной, но существует по сей день как научная концепция в социологии западных стран.