Читать 1 часть статьи: Теория расизма. Часть 1

Антропосоциология получила свое развитие в 19 веке и к началу 20 века стала одной из самых влиятельных школ в социологических науках. Основной идеей расово-антропологической школы стало теория о том, что развитие народов в их историческом и культурном аспекте стало следствием действия одного решающего фактора – принадлежности к той или иной расе. Школа формировалась во времена нарастания популярности теории Дарвина и получила необходимую поддержку со стороны биологической науки. В это время биологический подход господствовал в социологии, а расы пытались классифицировать именно по биологическим признакам.

 Антропосоциология пыталась выстроить социальное знание о человеческом обществе, ориентируясь на естественные науки. Ее тесная взаимосвязь с социал-дарвинизмом объясняла механистичность и биологизм, присущие этому учению. При отсутствии фактов, расово-антропологическая школа многое додумывала, подменяла научные выводы спекуляциями, построенными таким образом, чтобы их можно было посчитать за научные.

Гобино, Жозеф Артюр де

 Одним из представителей антропосоциологии стал французский дипломат Ж.-А. де Гобино. Его труд «Опыт о неравенстве человеческих рас» в середине 19 века стал первой научной работой, где систематизировано были изложены рассуждения о том, какое значение имеет расовый фактор на историю человечества. В дальнейшем, его взгляды стали основой всех последующих теорий антропологической школы и существенно повлияли на понимание самого термина «раса».

 Гобино выделял три главные «чистые» расы: белую, желтую и черную, а также множество смешанных, появившихся из-за смешения кровей в процессе исторического развития. Принадлежность к той или иной расе, по его мнению, и определяла направление истории. Социолог считал, что каждая раса имеет свои особые культурные способности. Цивилизации, созданные разными расами, не могут быть коммуникабельными, так как каждая раса отличается от другой свойствами, присущими ее представителям с рождения. Расовый состав цивилизации определяет ее дальнейшую историю. Чистая раса, где нет смешений характеризуется единым образом мысли, который основан на кровном родстве. Если происходит смешение кровей, то в обществе наблюдается дисгармония. Смешанные браки ведут в деградации расы, вызывая моральный и социальный хаос. В итоге раса теряет свою «жизненную силу» и способность «творить», а затем неминуемо гибнет. По мнению социолога, Индия и Китай – расы, которые смогли сохраниться именно благодаря исключению расового смешения.

Согласно трудам Гобино, расы не равноценны между собой. Белая раса (или арийская) превыше всех. Эта раса характеризуется наибольше одаренностью в культурном плане и именно ее можно социолог считал движущей силой истории, способной на творческие свершения. Белая раса создала все великие цивилизации от египетской до современной европейской, отсчет истории которой пошел с нашествия германцев. Германцев Гобино называл элитой белой расы (под германцами в его трудах подразумевалась французская аристократия). Низшие же расы подобными сверхспособностями не обладают и не в состоянии пройти путь до вершин цивилизации. Идеи этого деятеля не нашли поклонников во Франции, но были приняты и развиты немецкими философами Р. Вагнером и Х.С. Чемберленом.

Философ и политик Чемберлен стал одним из самых известных германских последователей Гобино. По его мнению, между расами отличия проявляются в двух аспектах: биологическом и интеллектуальном. Высшей расой в его теории также была арийская раса, ее чистокровными представителями он называл германцев. Каждая цивилизация, существовавшая на земле, достигла расцвета благодаря влиянию германских племен и пришла в упадок в результате смешения их крови с другими расами.

В трудах Чемберлена европейская культура рассматривалась как результат действия нескольких факторов. Философ выделил:

  1. изобразительное искусство, философия и литература древних греков;
  2. институты права и государства древних римлян;
  3. христианское мышление, вернувшееся в годы Реформации;
  4. творческий потенциал германцев как организующую силу;
  5. разрушительное воздействие иудаизма и евреев.

Чемберлен считал, что главной задачей, стоящей перед германским этносом, является освобождение и очищение от чужих представлений, целью которых станет возврат к истинно арийскому восприятию мира - слиянию с окружающей природой.

Если труды Чемберлена были наполнены мифологемами, которые затем активно использовались в становлении нацистской идеологии, то два других представителя школы антропосоциологии – Аммон и Ляпуж – рассматривали неравноценность представителей разных рас, прибегая к доказательствам «научного» характера.

 ПРОДОЛЖЕНИЕ: Теория расизма. Часть 3. Антропосоциология (продолжение)