Средневековой можно обозначить проституцию (продажный секс в Средней Европе) в период от (Античности) 600 года н.э. и до (Нового времени) 1500 года. Проституция сопровождала государства шаг за шагом в его развитии.

  Прозвище «проститутка» внезапно появляется в источниках в период Позднего Средневековья. В источника более употребительное название „meretrix“(латинское обозначение зарегистрированной проститутки), «prostibilis» (лат.«предлагающая себя»), «gemaine weiber» (обычная тётка-буквально, но на самом деле происходит от немецкого обозначения «allgemeine weiber» - в переводе «общая тётка») также были «fahrenden Frauen»-(бродячие женщины), «trippaniersen» или «soldiersen» (трипперные или солдатские), которые охотно следовали за военными подразделениями бесконечно воевавших аристократов.

  В действительности обозначение «проститутка» в период Средневековья- спорно, т.к. не отражает современного представления о понятии «проституция». В германоязычном пространстве её называли Дирне (так переводили европейцы Meretrix) была в первую очередь незамужняя женщина, которая имела секс с многими мужчинами. То, что она брала деньги за это, расценивалось немногими современниками, как аморальность.

  Скорее бедность служила в этом случае, если не оправданием, то по крайней мере уменьшающим моральную вину обстоятельством. Базисный текст канонического Права звучит так (vgl. «meretrix, que multorum libidini patent»).

 

Налог на занятие

  Надо отметить, что зарегистрированные проститутки обязаны были обслуживать всех без исключения, «без различия». Нельзя было только обслуживать иноверца (неверующего или еврея - евреев за посещение проститутки кастрировали). Или их называли «frie frowen» (свободные женщины – приватные проститутки, которые работали не в общественных «Женских домах», а в приватных борделях).

  В 1178 году проститутка в Вене платила по-недельно 2 пфеннига в субботу, в воскресенье она вынуждена была оставлять город, т.к. по религиозным причинам присутствие проститутки в воскресенье было невозможно. Рудольф запретил «падшим девочкам» появляться в городе во время масленицы. И, если она нарушила бы это постановление, то ей грозила опасность навсегда остаться без носа, таково было наказание.

 

Исследования

  В то время, как историки 19 века в городских Средневековых борделях определяли знаки общей безнравственности, дискуссия сегодня идёт о проституции в рамках обращения общества с так называемыми «группами повышенного риска». Речь идёт о том: как обществу дать понять группе с пограничными формами поведения что такое мораль и разъяснить моральные нормы. Понятие «пограничная группа» вообще-то оспаривается, т.к. имеется много социальных групп, которые с одной стороны сильно ущемлены, а с другой стороны являются частями абсолютно социально - интегрированной группы.

  Средневековые проститутки и их окружение являются очень интенсивно изучаемым объектом. Интересно то, что их роль в обществе того времени была двоякой: с одной стороны они были бесправны; просто, как крепостные принадлежащие владельцам; содержатели борделей обсчитывали их; искусственно создавали долговую зависимость; они обязаны были обслуживать всех без различия; насильно задерживались в борделях и их заставляли работать - хотели они или нет. Плюс они платили не малый по тем временам налог: от 2 пфеннигов до 2 марок.

  С другой стороны их охотно звали на свадьбы, праздники, переезды и принимали участие в различных общественных представлениях города.

 

Содержатель борделя

  Хозяином (или хозяйкой «мамашей») у дам (как правило он же и сутенёр или содержательница) был в одно и то же время арендатором общественного борделя и как хозяйственник вёл всё хозяйство борделя: принимал клиентов, собирал деньги с проституток, добывал им еду, обеспечивал одеждой и обстановкой в доме и комнат проституток. Обычно в такой роли выступал свободный человек, хотя, как правило, и не гражданин.

содержатель борделя

  Управитель у женщин (часто одновременно и судья в спорных ситуациях) часто был богатым, но социально не признанным и считался человеком бесчестным. Ни в одном из исторических источников не говорится, что содержатель борделя присутствует (или приглашен), в отличие от самих «лёгких девушек», на народный или религиозный праздник.

 

Женский дом

  «Женский дом» одна из особенных форм борделя в позднем Средневековье. Эти дома подразделялись на городские, которые управляющему сдавались в аренду, но являлись собственностью города, и другие, которые принадлежали богатым гражданам, которые они сдавали в аренду городу. Городской Совет таким образом всячески поддерживал проституцию и сделал из неё учреждение.

  В «Женском своде законов» были утверждены права и обязанности проституток. Например, одно из правил гласило, что проститутка должна быть «свободной» (означает всем доступна) и обслуживать в день определённое количество клиентов. Также в этом «Женском своде законов» было описаны правила поведения в случаях болезни и правила питания проституток.

 

Гинекеи

  Первые бордели в Средневековой Европе в 12 веке в свидетельствах Раннего и Высокого Средневековья упоминаются, как прядильные и ткаческие дома, так называемые Gynaeceen (в переводе с латыни это и женская половина дома в Античности, и соцветие в цветах фруктовых деревьев) дома терпимости соединяющие в себе прагматическую цель - обработку сырья для ткани и бордель. Женщины были обязаны часто и это стояло в контракте с хозяином дома, спрясть для него определённое количество пряжи. В связи с этим между Гинекеями Карла Великого и коммунальными борделями 15-ого столетия трудно провести линию последовательного развития.

 

Коммунальные бордели

  Основанием для организации коммунальных борделей, исходя из современных источников, послужила социальная структура и взаимоотношения полов в позднем Средневековье. Довольно большой процент мужчин того времени не имел возможности, в связи с «Законом о регулировании права в браке* жениться и иметь семью и детей. Внебрачные сексуальные отношения между неженатыми мужчинами и незамужними (юными) дамами вело к тому, что последние были презираемыми обществом. «Порядок полов» был не справделив к обоим полам. Последствием этого «Закона» были частые изнасилования и нерегулируемая проституция.

  Для того, что бы предотвратить насилие и криминал, были организованы «Женские дома», в смысле высказывания Святого Августина, который проституцию, считал «меньшим злом», которые стали частью городской административной структуры.

  Во Франции и Италии типичная бордельная проституция прослеживается до 12 века назад, в городах Париж, Флоренция и Авиньон многие женские дома располагались, как в старину, в некой специально выделенной части города. В Англии и Германии стали возникать официальные бордели в тринадцатом и четырнадцатом веках. В Венеции в 1509 году среди 300 000 жителей города 11 654 проституток. В Констанциевом Консиле (1414-1418 гг.) было 1500 «Дирнен» (проституток) насчитывалось в городе и Базелеровом Консиле (1431г.) 1800 проституток.

  *Закон о регулировании прав в браке» заключался в том, что человек имеющий гражданский статус имел право жениться только в том случае, если он имел годовой доход позволяющий содержать жену и некоторое количество детей. К этой категории относились члены ремесленных Цехов, члены Магистрата, исполнители выборных должностей - фогта и судьи, а также владельцы участков земли, домов, угодий и скота. В связи с «Законом о наследовании», получалось так, что наследовали только первенцы, а вторые и третьи сыновья не имели денег, чтобы жениться. Бывали исключения, если родители обладали значительным состоянием позволяющим делить его. Многие категории профессии предполагали длительное обучение и ученики и помощники также не имели достаточно денег, чтобы получить разрешение на брак. Разрешение на брак давали священники, владельцы угодий, аристократы высокого ранга. Интересная деталь того времени,что, если женщина того же ранга оставалась вдовой, то она не могла быть незамужней. Вышестоящая особа подыскивала «жениха» по своему усмотрению – смысл заключался в сохранении состояния и рабочих мест. Так например, графиня оставшись вдовой должна была выйти замуж не ниже, чем за графа или выше, если повезёт, и сватал их Герцог или даже Епископ. В случае ремесленников вдова мастера кузнечного промысла, иногда выходила за старшего подмастерье. В этом случае новоиспечённый муж наведывался в «Женские дома» до конца своей жизни. Чаще это не допускалось Цехом или Гильдией, а сватался (нравится или нет) коллега её мужа, соединяя два промысла в одно. И женщина лишалась прав на управление делом мужа.

 

Характеристика и стигма

  Средневековое отношение к сексуальности изначально ставило проститутку в положение греховности.

  Средневековые проститутки были отнесены к пограничной группе и жили вне общества. Они были исключены из гражданского права и часто становились жертвами изнасилований клиентами, торговцами женщинами, сутенёрами и управляющими - хозяевами. Это происходило потому, что наказание за изнасилование проститутки или женщины из низшего социального слоя было гораздо слабее, чем наказание за изнасилование женщины более высокого сословия.

  Итак проституция была легализована по призыву Августина, чтобы предупредить более страшные преступления. Они должны были носить узнаваемые платья или знак. Были различные поверья, например, что проститутка могла «сглазить», приносила несчастье и не имела право касаться определённых продуктов. Например в Павии, наряду с преступниками и еретиками, во время принятия присяги нововыбранными правителями города, проститутки тоже должны были покинуть городскую черту. По Меранскому городскому праву 1400 городских проституток не мели права посещать танцплощадки города, когда на этих сборищах находятся достойные горожанки.

 

Приносящие счастье

  Не смотря на это, проститутки наслаждались уважением в определённых отраслях будничной жизни Средневекового общества

  В Вене было нормальным, когда проститутки принимали участие в приёмах высоких гостей и танцевали перед публикой, а также передавали поздравления и пожелания. Если женщина была бесплодна, то встреча с проституткой должна была принести плодородие. В Италии было поверье, что три камня выкопанные из-под порога дома проститутки и положенные на грудь больному, принесут выздоровление. В Лейпциге во время Масленичных гуляний, когда прогоняют смерть, проститутки символизируют мотив «счастья и радости жизни».

 

Одежда

  Правила ношения одежды разнятся от города к городу. Скажем проститутки должны были в Вене желтый платочек на плече носить, то в Аугсбурге они должны носить вуаль на голове с зелёной полосой в средине шириной в два пальца, а то во Франкфурте на Майне они должны были носить желтую кайму на платье, при этом платье не должно касаться пола и ни в коем случае не просматриваться шелк под или в нём. В Цюрихе и Берне красные шапочки свидетельствовали о их принадлежности к низшему сословию. Точно так же они должны были носить определённую обувь, ленты, вуали или та или иная деталь была запрещена. Нельзя было носить дорогие украшения - цена на них была лимитирована, нельзя было носить одежду из дорогой материи. Всё это было тщательно расписано и растолковано. Как правило цветные обозначения существовали в т.н. «стыдных» очень ярких цветах : красный, желтый или зелёный.

  И т.к. достойные уважаемые женщины не имели права или не должны были наряжаться, то проститутки назывались «Красотками».

 

Свободная дичь или «бесстыдницы»

  Однако в это время, в двенадацатом и тринадцатом веках существовали и другие формы проституции в том числе и бродячие проститутки (Wanderhure). Если незамужняя дочка, даже богатого человека, а бедного и подавно, была изнасилована или имела секс с мужчиной до брака, невольную беременность, то она была «дичь» (freiwild). Ей ничего другого не оставалось, как стать проституткой. Попасть в бордель не всегда было возможно и надёжной защитой управитель и сутенёр по совместительству, как правило, не был, а заставлял отдавать деньги за красивое платье и туфли за полгода вперёд и девицы сидели без гроша и ещё были ему должны. Условия для зачисления в бордель были: добровольный приход, не городское происхождение и они не имели право быть девственницами. Большинство всё равно были «падшие девочки», оставив свою семью, они и не имели надежды на нормальный брак.

  От борделей имели прибыль не только содержатель-сутенёр, но и город, который сдавал в аренду дома. Заведение находилось в черте города, чтобы каждый мог видеть кто стучится в двери. Иногда даже кайзер посещал заведение, находясь в походе. Профессия не был так презираема, как сегодня.

 

Бродячие «падшие девы»

  Исходя из исторических данных на некоторое количество концессионных проституток приходилось сотни безвестных служительниц Амура трудолюбиво шагавших по улицам того мира и исполнявших свою трудную работу. Часто в период многолюдных праздников происходивших в городах, ярмарок и прочих событий собирались бродячие проститутки и часто они становились жертвами массовых изнасилований, потому, что некому за них было заступиться.
Наоборот- город стремился навязать дамам возможно больше клиентов, чтобы они могли, как можно больше заплатить налога. Поэтому на то, что монахам и священникам не положено ходить в бордель, город обычно закрывал глаза. Историки оценивают, что каждый пятый клиент проститутки – был церковник.

  Бродячие «падшие девочки» вынуждены были пешком, очень редко случалась удача и была возможность приобрести повозку с лошадью, мулом или ослом, передвигались по дорогам средневековой Европы. Любой мог их иметь за медный грош, жители деревень, мимо которых они передвигались, относились к ним недоброжелательно, поэтому провиант и одежда доставались с большим трудом. Не имея возможности обращаться к врачам того времени, они сами себе, а иногда и другим, были медиками и очень хорошо, как правило, разбирались в травах.

 

Мельничные и банные дамы

  Также существовали мельничные дамы и банные. Дамы принимающие клиентов на мельнице наслаждались особенными привилегиями приватной атмосферы и даже могли в редких случаях позволить себе несоблюдение правил касающихся одежды и туфель. Как правило мельница стояла у воды, что давало возможность и получить добавочные удовольствия в виде купания и прочего.

  Дамы принимающие клиентов в бане вобщем-то подражали во многом традиции Античности и Востоку. Соответственно и клиент получал наслаждение по полной программе: массаж, омывание и секс.

банные дамы

 

Эпилог

  К сожалению в конце 15 века Лупанарии (женские дома) и Банные приюты потеряли свою привлекательность во многом в связи с почти эпидемическим распространением сифилиса, от последствия которого заболевший страдал всю оставшуюся жизнь. Максимилиан I вынужден был в 1495 году в Вене построить госпиталь для тех, кто имел несчастье заболеть сифилисом.

  Но профессия не исчезла и в раннем Ренессансе продолжала развиваться и соответствовать своему времени.