Трагедия лайнера-великана всё ещё волнует и интересует людей и всё ещё к его судьбе добавляются новые догадки и подробности, одни из которых правдивы, а другие – ложны, однако отличить, где правда, а где вымысел, становится всё сложнее. «Титаник» обошёл многие мировые рекорды: самое большое пассажирское судно в истории мореплавания и в истории затонувших судов, рекордное количество жертв во время кораблекрушения, теперь же он – рекордсмен по числу слухов, сплетен, гипотез, фактов и домыслов о катастрофе, проверить которые, к сожалению, почти невозможно.

Титаник

 О последних мгновениях жизни лайнера также было немало выдумок. В журналах, выходивших до революции, была опубликована душещипательная заметка о самоубийстве капитана Смита. Поддерживая данную тему, можно сказать, что в последнем фильме «Титаник» показан не менее трагичный момент, в котором застрелился один из помощников капитана.

 Существует огромное количество самых разных гипотез, догадок, версий гибели корабля. Долгое время существовал следующий миф: «Титаник» ушел под воду из-за торпеды, выпущенной подлодкой Германии для приобретения возможности компанией «Белая Звезда» получения страховки, так как командующий подлодкой приходился родственником владельцу корабля. Ещё одно странное предположение было выдвинуто Робином Гардинером, говорящее, что в аварию попал не «Титаник», но его предшественник «Олимпик», что был спроектирован в 1911 году и тут же направлен на линию, не получив страховки. Он дважды терпел крушения в своих начальных плаваниях, и потому отправился в порт Белфаста, чтобы его отремонтировали. Его соседом был уже застрахованный, но еще незаконченный лайнер «Титаник». Тогда же руками владельцев были изменены названия двух соседних кораблей, таким образом «Олимпик» был заменён на «Титаник». С новым именем, наспех отремонтированный, пароход отправился в район, отданный под пароходы, принадлежащие «Белой Звезде». По плану, разработанному организаторами этого заговора, они планировали эвакуировать гостей корабля сразу после столкновения с айсбергом, но Смит, капитан корабля, ещё один участник сговора, направил «Титаник» на айсберг раньше времени...

 Невозможно глупо, однако подтвердить необоснованность и алогичность данной гипотезы оказалось задачей не из лёгких. Лишь после обнаружения и поднятия обломков корабля со дня на берег на них был обнаружен номер 401, данный судну при строении – и только тогда стало понятно, что это легендарный «Титаник», ведь номер, присвоенный «Олимпику» – 400.

Титаник

 Многие годы живёт, периодически вспыхивая и затухая, идея-сенсация о трагедии корабля, нашедшая своё место как в бульварной и непрофессиональной литературе, так и в настоящих исследованиях в науке. Гюнтер Крупкат в своём произведении «Судно обречённых» повествует о воспламенении шестой бункер лайнера в самом начале путешествия. По сюжету капитан приказал задраить бункер наглухо, понадеявшись на то, что пламя попросту задохнётся без свежего воздуха – приказа остановить лайнер и потушить огонь он не мог отдать по ряду причин: нельзя было нарушить строгий график, нельзя было сообщать гостям о чрезвычайном происшествии и так далее. По сути дела, отдавая один угольный бункер на растерзание огню, капитан выполнял сразу две цели: и укладывался в график, и защищал собственную репутацию, сохраняя спокойствие гостей. Приказание было исполнено, бункер задраили, однако в скором времени на капитанском мостике появился Белл, занимающий должность главы в штабе механиков корабля и начал требовать распоряжение на открытие бункера. С его слов стало ясно, что в отсеке заперты четверо, кочегары, которые добровольно вызвались тушить пламя. Однако капитан Смит ответил отказом: он был абсолютно точно уверен, что люди, оставшиеся в бункере, не имели возможности выжить там, проведя час в закрытом помещении, охваченном пламенем. К тому же, при открытии отсека, огонь только усилится – тогда все они рискуют собственной репутацией, но и безопасностью парохода и пассажиров.

 «Совершив этот бесчеловечный поступок, – говорит Крупкат, – капитан и Белл вошли в котельню, где и поведали команде рабочих о смерти несчастной четвёрки, но приказал им не говорить об этом инциденте: нельзя было угнетать настроение пассажиров на борту».

 Первый раз этот миф появился в текстах газет всей Америки ещё до того момента, как все выжившие при катастрофе были переправлены в Нью-Йорк. Тогда ещё можно было принять данные сведения: не обладая полными материалами о случившемся и опираясь исключительно на слухи и сплетни, журналисты придумывали и публиковали даже самые невозможные и нелепые истории о крупнейшем кораблекрушении в истории. Так или иначе, при допросе четырёх кочегаров погибшего лайнера (их фамилии Битчем, Бэррет, Кемиш и Пьюзи), те только отрицали все версии, связанные с возникновением в угольном бункере огня. Стоит заметить, что после уже случившейся трагедии скрывать им что-либо было незачем, как и лгать. Не знать же о возгорании бункера, в котором работали, они попросту не могли.

 Как бы то ни было, всё это время о возгорании «Титаника» высказывались и специалисты, профессионалы, мастера своего дела, и представители газет и телевидения, бульварщики и жёлтая пресса. Джон Итон и Чарлз Ахаас в своём произведении «Титаник – триумф трагедии» вновь упоминают о пожаре в злосчастном бункере для угля. С удвоенной активностью «горящие новости» о «Титанике» стала освещаться после обнаружения лайнера на подводном дне в наши дни. Проанализировав тысячи и тысячи фотографий корабля, что оказался на дне морском, кое-кто из специалистов сделал вывод о том, что «Титаник» потерпел поражение не в схватке с ледяным айсбергом, а в результате того самого возгорания, бушевавшего с первого дня плавания корабля и завершившегося взрывом. Его мощность была колоссальной. Данная информация была получена публикой со слов журналиста Ивана Бразова, когда тот вышел на экраны французского телевидения в 1987 году.  Как он говорит, на фото поверженного парохода в носовой части корабля отсутствуют возможные следы пробоины, самые серьёзные повреждения пришлись на основную часть корпуса, где, судя по чертежам, и располагались угольные бункера.

 А вдруг есть другой вариант развития событий?

 В бункере разгорелось пламя. Капитану Смиту, который был явно в страхе перед скандалом, удалось сокрыть это событие от большинства пассажиров. Капитан рассчитывал, что пожар утихнет без кислорода, но огонь не исчезал всё путешествие. В ночь с 14 на 15 апреля, пароход действительно встретился с огромным айсбергом, но сумел увернуться (ведь мы помним, что удар был не очень сильным). Острый лед лишь слегка задел корпус, и пробоина никак не могла уничтожить огромный корабль. Но вдруг в этот же самый момент прогремел мощный взрыв.

 Да, вероятность того, что эта версия правдива, крайне мала. Но полностью отрицать ее не стоит...

 

Читать похожие статьи:

«Титаник» без прекрас 

Титаник. Первое и последнее плавание 

Титаник. Узник морского дна 

Титаник и пророчество ясновидящей Аменофис