Читать 1 часть статьи: Теория расизма. Часть 1 

 Один из родоначальников антропосоциологии немецкий исследователь О. Аммон занимался необычными измерениями антропометрического характера. Он изучал особенности населения в трех городах и выяснил, что среди городского населения и тех, кто относится к высшему обществу, имеется большая доля длинноголовых. В низшем же классе, среди простых крестьян преобладала доля короткоголовых. Получалось, что обладатели длинной головы от природы имеют дар управления и наделены высоким интеллектом. Это означало, что им самой природой предназначено относиться к высшему классу и занимать господствующее положение над всеми остальными. Аммон пришел к выводу, что любое общество будет развиваться до тех пор, пока не достигнет критически низкого уровня доля длинноголовых – самых талантливых и умных.

Лапуж, Жорж Ваше де Его французский коллега, Ж. Ляпуж, приверженец теории социального дарвинизма, также занимался классификацией людей в зависимости от типа головы. По его мнению, размер головы был фактором и культурных различий между обществами. Длинноголовые представители человечества, несомненно, формировали лучшую расу – арийскую, а остальные относились к низшим расам.

 Потом Ляпуж стал одним из идеологов расизма, утверждая, что как раз принадлежность к расе и определяет историю каждого этноса. Развитие того или иного общества или конкретной цивилизации начинается в тот момент, когда ее возглавляют арийцы. Господствующая раса ведет общество вперед. Как только элементы арийцев пропадают, общество ждет упадок. Этот деятель вместе с Гобино своими трудами подготовили почву для создания в будущем «расовой теории» фашизма.

Аммон и Ляпуж были первыми, кто выдвинул гипотезу о зависимости качеств человека и его положения в обществе от величины головы. Каждый из них провел достаточно большое обследование: 30 тысяч человек среди немецкого населения измерил Аммон и еще 20 тысяч французов участвовали в исследовании Ляпужа. На основании полученных данных они рассчитали по каждому наблюдению (человеку) головной указатель. Чем ниже этот указатель, тем длинноголовее человек - умнее, жизнеспособнее и одареннее во всех смыслах, а, значит, и выше по социальной лестнице.

Оба исследователя обобщили свои данные и получили прямую корреляционную связь между социальным статусом человека и его антропометрическими данными. В своем исследовании Аммон сделал вывод, что короткоголовые являются потомками древних жителей европейской территории, которые занимаются крестьянским трудом и занимают низкое положение в обществе. Длинноголовые, согласно Аммону, произошли от германских завоевателей, которые обычно селились в городах. Потом в города стягивались и активные представители деревенского населения. В итоге длинноголовые образовывали привилегированные сословия, что становилось способом естественного отбора. Аммон обращал внимание и на тот факт, что оттока в обратном направлении из города в село никогда не наблюдалось, а случаи понижения статуса людей высших слоев общества встречались крайне редко. Правда, большую роль играли феодальные войны, в результате которых естественный прирост длинноголовой элиты общества существенно замедлялся, а число деревенских жителей, наоборот, росло.

Еще один немецкий философ и публицист Л. Вольтман в конце 19 века занимался концепцией политической антропологии. Ее основой был тезис о том, что разные расы постоянно находятся в состоянии борьбы друг с другом, приспосабливаясь к окружающим условиям природы. Эту борьбу Вольтман назвал «расовым процессом», который, по его мнению, составляет основу социального процесса в целом. Он считал, что развитие культуры непосредственно связано с борьбой рас. Позже его идеи использовали немецкие и американские теоретики 20 века.

Гумплович, Людвиг

Польский социолог Л. Гумплович стал автором другой концепции расовой борьбы – нерасистской. По его мнению, борьба рас – исторически первая форма конфликта между группами. Все люди обладают врожденной склонностью к объединению в группы. Образовавшиеся группы вступают в конфликт. Гумплович отмечал, что вся история человеческой цивилизации, по сути, постоянный конфликт между расами, конкретными государствами или сословиями.

Расово-антропологическая школа и труды ее деятелей в начале 20 века подверглись критике. Практические все ее концепции и постулаты получили опровержение. Многие понятия, например «раса», «чистота расы», оказались во многом произвольным толкованием социальных явлений, основанной на предрассудках. Была опровергнута гипотеза о связи между физиологическими и анатомическими признаками человека и его интеллектом, творческими способностями и социальным статусом. Было показано, что различия рас в культурном аспекте зависят от окружающей среды, в которой развивалась та или иная раса.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Теория расизма. Часть 4. Роль расовых теорий в становлении фашизма