Читать 1 часть статьи: Половое неравенство. Часть 1 

По мере развития цивилизации и сложных форм культурных ценностей закреплялись правила гендерного поведения. Причем закреплялись довольно жестко. Мужчина для выполнения роли добытчика должен иметь не только силу, но и знания. Кроме того, ведь он еще и активный участник общественной жизни. Женщине отведена роль хозяйки дома и матери детей. Подобные представления или их вариации распространены практически в любой человеческой культуре, исключения из общего правила встречаются крайне редко.

 В свое время социолог Моррис Зельдич представил следующие расчеты, проведя анализ 56 обществ:

- в 35 обществах роль мужчины носила инструментальный характер (добытчик), в 19 – смешанный и только в одном – экспрессивный (присущий обычно женщине);

- в 48 обществах роль женщины была экспрессивной, в 5- смешанной и в 3 – инструментальной.

 Вывод прост: гендерные функции мужчин и женщин в проанализированных обществах выражены довольно четко и сомнению не подлежат.

 Доминирующая роль мужчин определяется социальными процессами, оказывая влияние через общественные институты. Когда ребенок начинает вести себя не так, как положено по негласным нормам общества, то окружающие стараются повлиять на него. Есть три теории половой социализации:

- по теории идентификации, ребенок начинает копировать поведение взрослых своего пола, чаще всего, папы или мамы – происходит это бессознательно;

- по теории половой типизации, «помощь» в самоопределении в половом аспекте отдается механизму подкрепления – взрослые поощряют «правильное» поведение ребенка;

- по теории самокатегоризации, процесс познания ребенок проходит сам – сначала осознает свою принадлежность к одному или иному полу, а затем принимает соответствующие нормы поведения.

 По сути, все эти теории не исключают, а дополняют одна другую.

 В трудах по антропологии и социологии выделяется неомарксистская теория о господстве мужчин над женщинами. Ее истоки содержатся в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи…» и описанной в ней концепции «патриархата», по которой на одной из ступеней развития мужчины стали выполнять доминирующую роль и эксплуатировать женщин.

 В трудах советских исследователей вопроса была и другая теория – концепция «матриархата», то есть общества, где женщинам отводилась доминирующая роль, или они, как минимум были наравне с мужчинами. Современные данные доказывают, что эти теории – выдуманный миф. Часто с понятием матриархата путают матрилинейность – определение родственных связей по линии матери. Культы поклонения женщинам существовали во многих культурах, но это никак не могло мешать занимать мужчинам доминирующее положение.

 Половое неравенство в разных культурах имеет отличия. В виду воздействия самых разных факторов его степень и формы заметно различаются. Среди факторов выделяют и вид политического режима, и степень развития экономики, и сложившуюся систему общественных ценностей вообще. В качестве иллюстрации можно привести множество примеров. В исследовательских сочинениях многих путешественников и ученых присутствуют описания фактов эксплуатации женщин со стороны мужского населения.

 Обратимся описанию жизни австралийских аборигенов. В их культуре так заведено, что женщина делает практически все. Даже во время перемещений на другое место жительства она обязано не просто сложить все нужные вещи, но и нести их на себе. Женщина идет как вьючное животное, ей нужно нести несколько корзин с провизией, а иногда еще и ребенка в отдельной корзине. Мужчины у австралийских аборигенов не несут никаких обязанностей, присущих роли мужа. Во время таких переходов муж будет идти впереди с пустыми руками, неся лишь легкое оружие. Все остальное должна нести женщина.

 В качестве пищи для мужчины-аборигена используются мед, яйца, дичь – ему положена животная пища. В это время его жена и дети будут питаться растительной пищей, которую им еще нужно найти. Да, в обществе аборигенов мужчина – это охотник, вот только охота воспринимается как спортивное развлечение, а не как способ пропитания семьи. Мужское население австралийских аборигенов живет в свое удовольствие: с утра уходит на охоту и возвращается ближе к ночи, чаще всего без добычи, так как уже съел ее на месте.

 Такой муж не исполняет практически никаких семейных обязанностей, зато имеет много прав. Женщина должны делать практически все, даже отправляться ночью за хворостом или водой, если это нужно. Муж имеет право по своему усмотрению бить свою жену, даже убить. Такую ситуацию описывал Лумгольц: один из самых воспитанных туземцев, сопровождавших его, как-то раз провел полночи, истязая свою жену. А бедная женщина всего лишь не соглашалась идти за хворостом в лес, так как ночь была слишком холодной.

 Пример мужского доминирования в обществе австралийских аборигенов не является единственным. Аналогичным образом было сформировано разделение труда в других обществах, где охота и собирательство были основной деятельностью. Это и бушмены Калахари, и скотоводы с кочевым образом жизни.

 Итальянский монах П. Карпини описал общественный уклад жизни номадов в своем сочинении «История монголов» еще в 13 веке. Ему довелось пожить при дворе у хана Гуюка и в его воспоминаниях осталось следующее. Мужчины не делают практически ничего, за всю работу от шитья сапогов до управления повозками ответственны женщины. Они очень скоры в своих делах, обладают хорошей проворностью. Мужчины иногда делают стрелы и пасут скот, большую часть их времени занимает охота и упражнения в стрельбе. Также описывается и жизнь кочевых племен, которые обитали в другой местности или в более позднее время.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Половое неравенство. Часть 3