Культура ведизма, присущая славянскому этносу, зародилась задолго до Крещения Руси. Причем, это было зарождение, которое затем получило такое развитие, что в результате получилась особенная система мировосприятия. Это восприятие мира основывалось на язычестве, а его целостность обеспечивалась основами общинно-родового строя. Культура славян-ариев являла собой целый комплекс, сложенный из нескольких элементов. К ним относились не только обряды или определенный уклад жизни и поведения, но и всевозможные поверья, особенности костюма и зодчества, музыкального творчества. Около тысячи лет именно эта культура служила основой духовного достояния славянского этноса и определяла правила поведения в повседневной жизни. После принятия христианства и формирования государственных институтов влияние ведической культуры существенно ослабло. Но, несмотря на то, что иногда ее элементы подавлялись специально, следы язычества присутствуют и в современной жизни, считаясь неотъемлемой частью истории славян.

С тех пор прошло не одно столетие и мир в своем развитии, безусловно, претерпел сильнейшие культурные изменения. Но сменилось и отношение к своему прошлому, культурные ценности язычества сейчас вызывают большой интерес. Это происходит потому, что люди пытаются в уже практически забытой языческой культуре своих предков найти решения современных проблем. Иногда ответы действительно можно найти, познакомившись с историей ведизма.

Основы культуры ариев

Ариями на санскрите называли себя древние славяне. Значение этого слова можно интерпретировать как «несущий благо». Именно поэтому определения добра и блага стали ключевыми для арийской культуры. Предполагалось, что каждый представитель общества обязан нести благо. Выражаться это должно, прежде всего, в поведении каждого человека. Причем польза от его действий должна распространяться на все общество, на всех без исключения. В более узком понятии это могло быть отдельное племя или отдельный род. Такое поведение и стало называться благородным. Тут тоже есть особенность: слово «благородный» в этом контексте состоит из слов «благо» и «родить» - делать добро своему роду.

Принцип соборности

Так как добро и благо в древнеславянской культуре нельзя рассматривать в отрыве от общества в целом или некоего коллектива в частности, то большое значение имеет определение соборности. В чем она заключалась у древних славян? Решение по любому вопросу согласно ведической культуре должно быть соборным. Это означало не столько то, что принимать участие в разрешении проблемы должны были все, сколько тот постулат, что решение должно быть выгодно для каждого члена общества. Каждый участник решения должен был выиграть от выполнения принятых действий.
Выгодные варианты поведения в той или иной ситуации принимались исключительно на общих собраниях с учетом мнения всех без исключения. Соборное решение считалось найденным, если с ним согласится каждый участник совета, то есть оно действительно выгодно каждому.
Получается, что решение, принятое на соборе, - оптимальное, приносящее максимум выгоды для всего общества и всех его членов.
С точки зрения современных научных взглядов можно сказать следующее: суть добра и блага невозможно рассматривать без принципа соборности, ведь то, что полезно одному, вполне может оказаться невыгодным другому. Благородное поведение у ариев могло рассматриваться только на изначальном четком соблюдении требования соборности. Это обеспечивало максимальную гармонию общества и природы.

Понимание социальных изменений

Древние славяне относились к социальным изменениям соответствующим образом: благими изменениями могли считаться только перемены, приносящие выгоды для всех сторон.
Как пример можно рассмотреть суть торговых сделок. Торговля, если это торговля на цивилизованном рынке, является благом. Каждая торговая сделка приносит выгоду всем сторонам, то есть соблюдается требование соборности. Сделка совершается только тогда, когда все стороны дали свое согласие на ее осуществление, так это выгодно каждому участнику. Для этого каждый из партнеров должен самостоятельно прийти к выводу о собственной выгоде от совершения факта сделки.

Понятие ведизма

Ведизм можно считать еще одним особым понятие арийской культуры славян. Ведизм подразумевал под собой понимание всего происходящего, сути каждого предмета, ставшего темой обсуждения. Отсюда и понятие «не ведает» - не знает, не понимает, что происходит, делает, творит.
Поэтому и ценились обществом разумные люди - ведающие и знающие. Они приносили наибольшую пользу при проведении советов племени или родовой общины. Они приносили благо при поиске оптимального соборного решения. Такие люди могли на основании реального понимания ситуации и логике, показать, доказать, что некое решение будет для племени самым справедливым и правильным.
С современной точки зрения, ведизм – некий подход к достижению максимально выгодного решения в непростой жизненной ситуации, каком-либо важном вопросе. С помощью этого подхода вырабатывалось оптимальное соборное решение реального вопроса, касающегося жизни племени.