Ветхозаветные апокрифы

Сказание о сотворении Богом Адама

Ветхозаветные апокрифы И пошёл Господь Бог очи [для человека] взять от солнца и оставил Адама одного, лежащего на земле. Пришёл же окаянный Сатана к Адаму и измазал его калом, и тиной, и слизью. И пришёл Господь к Адаму и хотел очи вложить в Адама. И увидел [Господь] его [человека] гадко измазанным. И разгневался Господь на дьявола и начал [так] говорить: «Окаянный дьявол, проклятый, не достоин ли ты погибели? Ради чего человеку сему сделал ты пакость, измазав его? И [поэтому] проклят ты будешь». И дьявол исчез, как молния [прошёл] сквозь землю от лица Господня. Господь же снял с него [человека] пакости сатанинские. И из этого сделал Господь собаку и смешал со слезами Адама. И теслом очистил [Господь] его [Адама] от всех скверн, [и стал Адам] как зеркало. И поставил [Господь] собаку и велел [ей] стеречь Адама. А сам Господь ушёл в горний Иерусалим за дыханием для Адама.

И пришёл второй Сатана [возможно, ошибка переписчика, т.е. пришёл второй раз] и захотел на Адама напустить злую скверну. И увидел [Сатана] собаку, у ног Адамовых лежащую, и испугался очень Сатана. Собака начала злобно лаять на дьявола. Окаянный же Сатана взял палку и истыкал всего человека Адама, сотворив в нём 70 недугов. И пришёл Иисус из горнего Иерусалима и увидел Адама, палкой исколотого. И сжалился [Иисус] над ним. И сказал Сатане: «Проклятый дьявол, что сотворил ты человеку сему, почему вложил [в него] недуги сии?» Тогда ответил дьявол, окаянный Сатана, [так] Господу говоря: «Если подступит какая болезнь [к] человеку сему, но минует [его], [он] до самого конца тебя не вспомнит. Если же заболеет, пострадает каким-нибудь недугом, тогда всегда тебя должен на помощь призывать в недугах сих». [И] прогнал Господь дьявола, и исчез дьявол. [И] прогнал [Господь дьявола] как свет [прогоняет] тьму. И оборотил [Господь] все недуги на него [дьявола]…

…И взошёл Господь Бог от Адама на небеса. Адам же и жена его не стыдясь ходили по раю. И увидел окаянный Сатана Адама в раю ходящим, как царя, украшенным, сидящим под деревом — такая слава [Адаму была] от Бога. Сам [Сатана же] свержен был с небес, отлучён от Бога и от ангелов, и на вечную муку осуждён был. И позавидовал [Сатана] ему [Адаму] очень сильно. И превратился [Сатана] в змею и пришёл к Еве, пошептал ей в ухо: «Почто [Бог] не поведал вам есть ягод от дерева того единственного, стоящего посреди рая?» И сказала Ева змее: «Не повелел нам Бог [есть плодов], ибо сказал нам [Бог]: "Если сорвёте, то злой смертью умрёте"». И сказала змея: «Не смертью умрёте, но будете как Бог, всё разуметь начнёте, [и] добро и зло». И Ева сказала ей: «Хорошо есть [те ягоды]». И послушала [Ева] дьявола, и взяла и съела ягоду с дерева заповеданного, и дала мужу своему. И открылись у них обоих глаза, что [они] нагие, и сшили себе листву смоковную. И одели [Адам и Ева] наготу свою.

Житие Адама и Евы [Латинская версия]

…Сатана разгневался и преобразился в яркого ангела, и пришел к реке Тигр, где была Ева, и нашел ее скорбящей, и сам дьявол притворился скорбящим с нею, и начал плакать и сказал ей: «Выйди из реки и не плачь больше. Перестань горевать и скорбеть. Почему ты все еще беспокоишься и твой муж Адам? Бог услышал ваш плач и принял ваше раскаяние, и все мы, ангелы просили от Вашего имени, и молили Бога; и он послал мня, чтобы вывести тебя из воды и дать тебе еду, которую ты имела в раю, и за которой ты плачешь. Теперь выйди из воды, и я приведу тебя к месту, где ваша еда уже приготовлена».

И Ева услышала и поверила и вышла из воды, и ее плоть (дрожала) от холодной воды подобно траве. И когда она вышла, упала на землю, и дьявол поднял ее и привел ее к Адаму.

И когда Адам увидел ее и дьявола с нею, он плакал и кричал громко и сказал: «O Ева, Ева, где — твое раскаяния? Как же ты снова поддалась нашему искусителю, тому чьими стараниями мы были изгнаны из нашей обители в раю и духовной радости?»

И когда она услышала это, поняла, что дьявол убедил ее выйти из реки; и она упала лицом на землю и ее горе, стон и плачь были удвоены. И она взмолилась и сказала: «Горе тебе, дьявол. Почему ты нападаешь на нас и по какой причине? Что хочешь сделать с нами? Что мы сделали тебе? Почему ты хочешь нас наказать? И почему возмещаешь свою злобу на нас? Разве мы забрали твою славу и обесчестили тебя? Почему ты изматываешь нас, и будешь ли преследовать нас до смерти грехами и завистью?»

И с тяжелым вздохом, дьявол сказал: «O Адам! вся моя враждебность, зависть, и горе — для тебя, так как это — из-за тебя у меня забрали славу, которой я обладал на небесах посреди ангелов, и из-за тебя был сброшен на землю».

Адам ответил: «Что сделать я могу? Что я сделал уже, и какой мой грех против тебя? Посмотри ты не получил никакого вреда или ущерба от меня, почему ты преследуешь меня?»

Дьявол ответил: «Адам, что ты говоришь мне? Именно для твоей пользы меня сбросили с места моего. Когда тебя создали, меня отвергли от Бога и изгнали от ангелов. Когда Бог вдунул в тебя дыхание жизни и лицо твое было сделано в образе Бога, Михаил заставил (нас) поклоняться тебе как виду Бога; и Бог сказал: «Вот — Адам. Я сделал его в нашем образе и подобии»

И Михаил вышел и призывал всех ангелов говоря: «Поклоняйтесь образу Бога, поскольку Бог так приказал». И сам Михаил поклонился сначала; тогда он призвал меня и сказал: «Поклонись образу Бога».

И я ответил: «Мне незачем поклоняться Адаму». И Михаил продолжал убеждать меня, чтобы поклонился, я же сказал ему: «Почему ты убеждаешь меня? Я не буду поклоняться низшему и младшему (более молодому) чем я. Я — старше его в Создании, прежде чем он был создан, я уже был. Это его обязанность поклоняться мне».

Когда ангелы, которые были со мной, слышали это и они отказались поклоняться тебе. И Михаил сказал: «Поклонитесь образу Бога, ибо если вы не поклонитесь ему, Бог гнев свой обрушит на вас. И я сказал: «Если Он свой гнев обрушит на меня, то я установлю свой трон выше звезд на небе и буду подобен Всевышнему».

И Бог обрушил гнев свой на меня и забрал славу у меня и моих ангелов; и из-за тебя были мы изгнаны из нашей обители в этот мир и сброшены нас на землю. И были мы опечалены, и с тех пор мы стали другими (злыми). И мы огорчались, когда мы видели вас в такой радости и роскоши. И с хитростью я обманул твою жену и из-за этого были вы изгнаны от вашей радости и роскоши, поскольку я также был изгнан из славы моей.

Когда Адам услышал, что дьявол сказал, он взмолился и плакал и сказал: «O Бог мой, моя жизнь находится в руках твоих. Уведи этого искусителя, далекого от меня, поскольку он здесь чтобы уничтожить мою душу, и забрать у меня славу, которую он сам потерял». И в тот же миг дьявол исчез…

Об Адаме и Еве

Ева сказала: «…И тогда пришел к нам Дьявол, светел, словно ангел, и сказал нам: «Что вам позволил Бог есть и чего не велел есть в Раю?» Адам сказал: «Все нам разрешил есть, только плод одного дерева запретил нам есть и повелел нам остерегаться его». Дьявол же сказал: «Очень жалко мне вас, ибо не знаете, что если бы плод от него съели, то вы были бы богами». Так сказал он и покинул нас. И нашел змею и подучил ее. Змея же, думая, что он ангел, пришла ко мне и показала мне плод от того дерева. И видела я, что змею любит Бог больше всех зверей, и взяла от нее плод и съела. И сердце мое смутилось во мне вдруг, и в моей части Рая деревья сбросили листву свою. Я же скрылась под дерево то, плод которого съела, и позвала Адама и сказала: «Приди сюда, Адам, и увидишь великое чудо»…

И взял Адам волов и вспахал землю. И пришел Дьявол и встал перед волами, чтобы не давать Адаму землю пахать. «Потому что, — сказал Дьявол, — моя земля, а Божий небеса и Рай. И если хочешь моим быть, то землю паши. Если же хочешь Божиим быть, то иди в Рай». И сказал Адам: ..Божий небеса и земля со всем, что ее населяет». Дьявол же не давал ему пахать и сказал: «Напиши мне своей рукой, что ты мой, и ты на земле будешь Работать». Адам же сказал: «Чья земля, того и я, и дети мои». Но знал Адам, что должен сойти Господь на землю и родиться от девы. Дьявол же очень обрадовался и сказал: «Заложись за меня». И взял Адам доску каменную и написал рукописание, и сказал: «Чья земля, того и я, и дети мои». Дьявол же взял рукописание и скрыл у себя.

Я сказала Адаму: «Господин, покаемся, авось избавит нас Господь от Дьявола». Адам же сказал: «Постимся сорок дней». Я сказала: «Ты, господин мой, постись сорок дней, а я буду поститься сорок и четыре дня». И сказал он мне: «Войди ты в Тигр реку и положи камень на голову свою, а другой под ноги свои, я стой по шею в воде, но не слушайся никого, чтобы не прельстили тебя снова». И показал мне тайный знак, и сказал мне: «Не выходи из реки, пока я не приду». И поднялся Адам, и пошел в Иордан каяться, и сошлись туда все звери и птицы, и множество ангелов и оплакивали Адама. Адам же погрузился весь в Иордан реку и провел так 40 дней.

Дьявол же пришел к Еве, как ангел светел, слезы роняя по земле, и сказал мне: «Ева, услышал Господь молитву твою и нашу, ангелов своих, молящих за тебя, послал меня Бог, чтобы ты вывела из реки Адама». Я же не поверила ему, и снова через 3 дня пришел, приняв образ Адама, и долго искушал меня. Я же не соглашалась выйти, пока не увижу знак, который показал мне Адам. И когда закончил Адам 40-дневное покаяние, пришел от Иордана и нашел след Дьявола, приходившего ко мне, и очень испугался, не была ли я прельщена снова. И когда увидел меня в воде, обрадовался очень. Но когда пришел он ко мне, то я не поверила, что это господин мой. И показал мне знак. Тогда поверила я и вышла из реки. Так освободил нас Господь от Дьявола.

Житие Адама и Евы [Славянская версия]

Иоиль, архангел для Адама отделил рогатый скот и все виды летающих и ползающих тварей и животных разделил на диких и ручных; и дал имена всем вещам. Тогда Адам взял волов и начал пахать. Тогда дьявол приблизился и стоял перед волами, и препятствовал Адаму вспахать поле и сказал Адаму: «Эта земля принадлежит — мне, Небо — Богу; но если ты будешь мой, тогда должен трудиться на земле; но если ты будешь молится Богу, уходи в рай». Адам сказал: «Все сотворил Бог и Небо принадлежит Богу, и все вещи на земле и Рай и вся Вселенная». Дьявол сказал: «Я не допущу тебя к полю, пока не напишешь обязательство что ты мой». Адам ответил: «Все что есть от господа, и земля ему принадлежит и я и мои дети». Тогда дьявол был переполнен от радости. (Но Адам не знал, что Бог сбросил на землю дьявола и теперь он под его ногой) Дьявол сказал: «Напиши мне свое обязательство». И Адам написал: «Кто — господь земли, тот меня создал (из земли) и я принадлежу ему и дети мои».

О потопе

Ной… по приказанию ангела начал строить ковчег и спускался с горы за пищей раз в три месяца в дом свой.

Дьявол же, испокон века ненавидящий род человеческий, приблизился к жене Ноя и сказал ей: «Узнай, куда ходит муж твой». Она же отказалась: «Упрям муж мой, и не смогу выпытать у него». И сказал Дьявол ей: «Есть трава над рекою, вьется около дерева. Ты же возьми цвет травы той и заквась с мукою, и напои мужа своего, и расскажет тебе все». Она же сделала так по наущению Дьявола.

Ной же сошел с горы пищи ради и приказал: «Жена, дай мне пить, возжаждал я от работы своей». Она же дала ему чашу. Ной же, выпив, сказал: «Это хмель рванец, умному на веселье, на свадьбу, на кумовство и на братство, и на все добрые дела, а глупому на драку, на вражду и на всякое злое дело». И, испив три чаши, веселился с женою Ной. Она же начала по наущению Дьявола ласкаться к мужу своему и спросила: «Поведай мне, господин, куда ходишь?» Он же ответил ей: «Послал Господь ангела своего ко мне и сказал мне: "Хочу потопить всю землю", и повелел мне построить ковчег и войти в него мне и тебе, и сыновьям нашим, и женам их».

И сказала жена Дьяволу, куда ходит Ной. Дьявол же, придя, разломал постройку Ноя. И утром Ной, взойдя на гору, увидел ковчег, разбитый в прах. И плакал Ной 40 дней, и явился ему ангел Господень и указал ему дерево негниющее, по имени кедр, и сказал: «Из этого дерева строй ковчег». И построил Ной ковчег за 30 лет.

Случилось это в 600-е лето жизни Ноя, во второй месяц года, в апреле, в 27 день. Пришел потоп на землю, открыл Господь Бог 12 окон морских и разверзлись хляби небесные, и шел дождь 40 дней и 40 ночей. Ной же ударил в било, и вошли к Ною в ковчег сыновья его Сим, Хам и Афет и жены сыновей его. Услышав зов тот, вошли к Ною в ковчег по паре от скотов и от зверей чистых и от зверей нечистых, по паре от птиц чистых и от птиц нечистых, и от гадов вошли в ковчег, чтобы прокормиться с Ноем в ковчеге.

Дьявол же, не хотя добра роду человеческому, но замыслив погубить его, приблизился к жене Ноя и сказал ей: «Не входи в ковчег без моего слова». И тогда жена Ноя по наущению Дьявола не пошла в ковчег. Уже все собрались к Ною в ковчег, жена же Ноя не шла в ковчег. Ной же начал звать в ковчег: «Иди, окаянная, в ковчег, иди, обманщица!» Она же стояла, горюя о родных своих и ожидая слова Дьявола. И сказал ей Ной: «Иди, дьявол, в ковчег!» Она же пошла в ковчег, и Дьявол с нею же вошел в ковчег.

Тогда окаянный Дьявол, желая погубить весь род человеческий, превратился в мышь и начал грызть дно ковчега. Ной же помолился Богу, и пришел в ковчег лютый зверь и чихнул, и из ноздрей его выскочили кот и кошка и удавили мышь ту. Повелением Божиим не сбылись козни Дьявола, и с тех пор начали водиться коты.

Житие пророка Моисея

И скончался Моисей, раб Господень, в земле Моава, рядом с домом Фагоровым. При кончине его был тут архистратиг Михаил, архистратиг силы Господней. И вот Дьявол бесстыдный злокозненный оказался тут. И спорил он о теле Моисея, поскольку совершил, дескать, тот убийство египтянина, и некоторые другие обвинения облыжно возводил. Ему же отвечал архистратиг Михаил, и сказал: «Запрещает тебе Господь, вселукавый Дьявол». Ибо не смел Михаил, архистратиг силы Господней, неправедно осудить Моисея, но, проповедуя величие Божества, сказал он: «Запрещает тебе Господь, вселукавый Дьявол», и, обличая его жестокое бесстыдство, за которое тот был свержен, архистратиг именем Господним запрещает ему провозглашать величие Божества. И тотчас исчез хитрец. Об этом свидетельствовал и апостол Иуда в первом послании. Потому и не знали сыны израилевы о теле (Моисея) даже и до сего дня. Моисею было сто двадцать лет, когда он умер, и плакали по нем все сыны израилевы тридцать дней в Фаворе моавитском, у Иордана, близ Иерихона.

Апокалипсис Моисея

Дьявол пришел к змею и молвил ему: «Встань и прибудь ко мне, и я скажу тебе как ты можешь получить взыск» И он встал и прибыл к нему. И дьявол говорит ему: «Я слышал, что ты умнее других зверей, и я пришел, чтобы дать тебе совет. Почему ты ешь из плевел Адама а не в раю? Давай дадим Богу повод изгнать Адама из рая, так как, я был изгнан из-за Адама». Змей говорит к нему: «Я боюсь что Бог разгневается на меня». Дьявол же говорит к нему: «Не бойся, только стань моим сосудом и я буду говорить слова через твои уста, чтобы обольстить его».

И тотчас он повис у стены рая, и когда ангелы взошли поклонится Богу, тогда Сатана явился в форме ангела и пел молитвы подобно ангелам. И я склонилась у стены и видела его, подобно ангелу. Но он говорит ко мне: «Это ты Ева?» И я сказала ему: «Я». «Что ты делаешь в раю?» И я сказала ему: «Бог сказал нам охранять его и кормится здесь». Дьявол ответил устами змеи: «У тебя хорошо получается, но ты не ешь каждого растения». И я сказала: «Да, мы едим из всех, кроме одного единственного дерева, которое растет посреди рая, и из которого Бог запретил нам есть, и сказал, что в день, когда мы съедим из этого дерева мы умрём».

Тогда змей говорит мне: «Слава великому Господу! Но я разочарован, поскольку ты в неведении. Встань и иди за мной и слушай меня и съешь из этого дерева и обретешь ты ценный разум». Но я сказала ему: «Я боюсь, что Бог разгневается на меня, поскольку он нам запретил есть». И он сказал мне: «Не бойся, как только ты съешь его, ты станешь такой же как Бог, и ты познаешь добро и зло. Но Бог чувствовал, что вы будете походить на Него, и завидуя вам сказал, что вы не должны есть из этого дерева. Но вкуси этого плода и ты познаешь большую славу». Все же я боялась взять этот плода. И тогда он сказал мне: «Иди сюда, и я дам тебе его. Следуйте за мной».

И я поверила ему, и пошла за ним, но недалеко пройдя, он повернулся и сказал мне: «Мне изменил разум и я не дам тебе съесть плод, пока ты не поклянешься, что дашь его также своему мужу». (И) я сказала «Чем я могу поклясться тебе? Все что я знаю, это все что я видела: клянусь троном Владыки, и Херувимом и Деревом Жизни! Я дам съесть этот плод также моему мужу». И когда он получил клятву от меня, он пошел и налил на плод яд своей греховности, которая была вожделением, корнем и началом каждого греха, и он согнул ветвь к земле, и я взяла плод и съела.

Вознесение Исайи

Мы восходили, он и я, на небесный свод, и там я видел великую битву Сатаны и его сил против тех, кто почитает Бога, и один [демон] превосходил другого в зависти. Ибо точно как на земле, так же на небесном своде, поскольку отражения того, что происходит на небесах, находятся на земле. И я сказал ангелу: «Что это за война, и зависть, и борьба?» И сказал он мне в ответ: «Это война дьявола, и он не прекратит ее, пока Тот, Кто желает видеть тебя, не поразит его духом Своей Праведности».

Агада о Соломоне

Шамир

«И когда строился дом, то строился из цельных, обтесанных камней; ни молота, ни топора, ни всякого другого железного орудия не было слышно при строении его».

Знал Соломон, что место нахождения червя «Шамир» известно одному только Асмодею, князю дьяволов. Обитал же Асмодей в пещере под горой, и был там колодезь, закрытый камнем с печатью Асмодея на нем.

Изо дня в день всходил Асмодей на небо, где изучал мудрость небесную, оттуда возвращался на землю для изучения земной мудрости, после чего приходил к своему колодцу и, убедившись предварительно, что печать цела, отодвигал камень, напивался воды и, снова закрыв и запечатав колодец, уходил.

Призвал Соломон Бенаю, сына Иегоиады, дал ему цепь и перстень, на которых Шем-Гамфораш начертан был, и дал ему руно овечье да мехи с вином и послал его к Асмодею.

Пришел Беная к пещере Асмодеевой, и вот что сделал он: ниже того места, до которого доходил колодец, выкопал яму и, спустив туда всю воду, отверстие законопатил шерстью; проделав затем отверстие поверх колодца, вылил в устье вино из мехов. Покончив с этим, взобрался на дерево и стал ждать прихода Асмодея.

Асмодей явился, осмотрел печать, открыл колодец и видит: вместо воды — вино.

— Ну, нет, — сказал Асмодей, — «Вино глумливо, сикера буйна, и неразумен тот, кто увлекается ими».

Отошел и пить не стал. Но жажда стала невыносимо мучить его. Не выдержал Асмодей, выпил-таки все вино из колодца, захмелел и заснул крепким сном. Сошел Беная с дерева и связал его цепью.

Проснулся Асмодей и бушевать начал.

— Укротись! — сказал Беная.— Имя Владыки твоего над тобою! Имя Владыки над тобою!

Взял его и повел. Поравнялись с пальмой; почесался об нее Асмодей и повалил ее; проходили мимо одного дома, и его повалил Асмодей.

Встретился им заблудившийся слепой, Асмодей помог ему выбраться на дорогу. Попался им потом шатающийся без пути пьяный — и его Асмодей на дорогу вывел. При встрече со свадебным поездом, шумным и веселым, Асмодей заплакал. Некий человек сандалии башмачнику заказывал, приговаривая: «такие сшей мне сандалии, чтоб на семь лет хватало!» — расхохотался Асмодей. Проходили мимо колдуна в то время, когда тот колдования свои производил, — и тут расхохотался Асмодей.

Привели Асмодея к Соломону. Взял Асмодей тростину, отмерил четыре локтя и, бросив тростину перед Соломоном, сказал:

— Вот пространство, которое останется у тебя после смерти, а ныне ты мир весь покорил и этим не довольствуешься, — еще меня поработить захотел!

— Я от тебя ничего не домогаюсь, — отвечал Соломон, — кроме одного. Я собираюсь построить храм Господень, и мне нужен для этого «Шамир».

— «Шамир», — отвечал Асмодей, — находится не у меня, но у духа морского, а дух морской доверяет его, под присягой, только петуху Бар.

— А что делает с «Шамиром» петух Бар?

— Придя в необитаемую скалистую местность, положит «Шамира» на утес, утес раскалывается; бросит Бар в расселину семена древесные, — на том месте и возникнет поселение.

Отыскали гнездо петуха Бар. Покрыли гнездо матовым стеклом. Явился петух Бар. Видя невозможность проникнуть в гнездо, взял он «Шамира» и положил его на стекло, дабы оно раскололось. Бросили в петуха Бар комом земли, выронил он «Шамира»; подобрали червя и унесли.

Увидал петух Бар, что не сдержал клятвы своей, пошел и удавился.

Спрашивал Беная Асмодея:

— Почему, когда тебе встретился сбившийся с дороги слепой, ты помог ему выбраться на дорогу?

— Об этом слепом оповещено в небесах, что он праведник истый и что тот, кто доставит ему хотя краткое облегчение, стяжает душе своей жизнь вечную.

— А пьяного зачем ты на дорогу вывел?

— О нем оповещено было в небесах, что это нечестивец неисправимый, — и я доставил ему минутное удовольствие в земной жизни, дабы окончательно лишить его и малейшей доли в жизни вечной.

— Почему ты при встрече со свадебным поездом заплакал?

— Потому, что жениху тому предназначено умереть, не прожив и тридцати дней после свадьбы, а жене его — тринадцать лет ждать, доколе подрастет малолетний деверь ее.

— Почему ты рассмеялся, слыша, как человек тот, заказывая себе сандалии, требовал, что-бы их хватило ему на семь лет?

— Самому ему семи лет не прожить, а он сандалиями на семь лет запасается!

— Почему над колдуном рассмеялся ты?

— На том месте, где колдун сидел тогда, клад богатейший зарыт. А он ворожит себе и о кладе, что под ним находится, и не подозревает!..

Из царей в нищие

Соломон удержал при себе Асмодея до окончания всех работ по постройке храма.

Однажды, когда они оставались одни, спросил Соломон Асмодея:

— Скажи, чем вы сильнее нас, людей?

На это Асмодей ответил:

— Освободи меня от цепей да передай мне перстень свой, и тогда я сумею показать тебе, чем мы сильнее людей.

Снял с него Соломон цепи и дал ему свой перстень. Наступил Асмодей на Соломона и поглотил его. Уперся потом одним крылом в землю, другим в небо и, извергнув Соломона, размахнулся и закинул его за четыреста парса. Вспоминая об этой минуте, Соломон сказал в «Екклезиасте»:

— Что пользы человеку при всех трудах его под солнцем? И это было моею долею от всех трудов моих! Ничего, кроме посоха, не осталось у меня. «Я царем был над Израилем», а ныне — я царь только над посохом моим…

Пошел Соломон у чужих порогов подаяния просить.

— Я, — говорил он, — проповедник, был царем над Израилем в Иерусалиме.

— Царь Соломон, — отвечали ему, — восседает на троне своем в Иерусалиме, а ты юродствуешь.

И били его тростинами, а поесть давали миску крупника.

И Соломон говорил:

— Вот доля моя от всех трудов моих!

Когда Соломон предстал перед Синедрионом, мудрые старцы говорили в недоумении:

— Обыкновенным юродивым однопредметное помешательство не свойственно. Что же представляет из себя этот человек?

Опросили Бенаю:

— Призывал ли тебя царь?

— Нет, — ответил Беная. Посылали к женам Соломоновым:

— Что с царем? Приходил он к вам?

— Как же, приходил, — получился ответ. Вторично послали туда же:

— Осмотрите-ка ноги у него.

— Он все время обуви не снимал , — ответили жены Соломоновы.

Тут все и обнаружилось…

Приняли тогда Соломона и возвратили ему перстень и цепь с начертанием Шем-Гамфораша. Асмодей, видя это, улетучился.

Новозаветные апокрифы

Тайная книга Богомилов

Новозаветные апокрифы Когда я, брат ваш Иоанн, спросил: «Господи, какую славу перед Отцом Твоим имел Сатана прежде, чем низвергли его?» «Слава его была такова, — ответил Господь, — что он мог повелевать небесными добродетелями. Я же сидел рядом с Отцом моим. Сатана был творцом всех вещей и подражал Отцу моему. Он спускался с неба в преисподнюю, а из преисподней восподнимался к престолу невидимого Отца. И видя славу Того, кто движет небесами, замыслил он поместить обиталище свое над облаками и захотел стать подобным Всевышнему. И, сойдя на воздух, сказал он ангелу, повелевавшему им: «Открой врата воздушные!» И тот открыл. Потом, устремившись вниз, встретил он ангела, повелевавшего водами, и сказал ему: «Открой врата водные!» И тот отрыл. И, спускаясь, очутился он перед лицом земли, покрытой водою. И, проникнув под землю, нашел он двух лежащих на воде рыб в одной упряжке, подобно волам на пахоте. По воле невидимого Отца подпирали они землю с Запада и Востока. И когда спустился он еще ниже, то встретил нависшие облака, держащие море, а еще ниже обнаружил пекло, то есть геенну огненную. Дальше он не мог спуститься из-за жара пылающего огня. Тогда, наполнившись злобой, воротился Сатана назад, и появился перед ангелом воздуха и перед тем, кто стоял над водами, и сказал им: «Это все — мое. Ежели послушаетесь меня, помещу я свое обиталище над облаками и уподоблюсь Всевышнему. И ежели подниму одни воды на эту твердь, а другие соберу в широкие моря, тогда не будет воды на всей поверхности земли. И стану я царить с вами на веки вечные.» Сказав это, поднялся он к другим ангелам до самого пятого неба и каждому из них говорил: «Сколько должен ты хозяину своему Богу?» Первый ответил: «Сто мер пшеницы». И сказал ему Сатана: «Возьми перо, чернила и пиши: шестьдесят». И второго спросил: «А ты сколько должен Хозяину своему?» Ответил он: «Сто больших кувшинов масла». «Садись, — сказал Сатана ему, — и пиши: пятьдесят». И поднимаясь на небеса до самого пятого неба, повсюду говорил он так, совращая ангелов невидимого Отца.

И раздался голос от престола Отца, глаголящий: «Что ты творишь, отцеотступник и совратитель ангелов? Ты, источник греха, делай то, что задумал!» Тогда приказал Бог-Отец ангелам своим: «Возьмите у них одежды». И отобрали они одежды, престолы и венцы у всех ангелов, внимавших Сатане.

И тогда я, Иоанн, спросил Господа: «Когда Сатану низвергли, где обитал он?» Ответил Он: «Отец Мой преобразил его за высокомерие: был у него отнят свет, лицо стало словно раскаленное железо и во всем уподобилось человеческому. Своим хвостом Сатана увлек третью часть Божьих ангелов. Тогда низвергнут был с Божьей обители и лишен власти на небесах. Но, сойдя сюда, на твердь, ни Сатана, ни те, кто с ним, не обрели покоя. Тогда взмолился он к Отцу, прося: «Будь милостив ко мне, и я все Тебе возвращу».

И смилостивился над ним Бог-Отец, и дал покой ему и тем, кто с ним, чтобы мог он свершить, что желает, до седьмого дня. И так сел Сатана на твердь и приказал ангелу, повелевавшему воздухом, и ангелу, повелевавшему водой, чтобы приподняли они землю, бывшую в воде, и стала она сушей. Потом взял он венец ангела, повелевавшего водами, и из одной его половины сделал лунный свет, а из другой — звездный. А из камней венца создал все небесные воинства и звезды. И после этого сделал ангелов своих слугами по чину, установленному Всевышним, и создал он гром, дождь, град и снег, и над ними поставил ангелов. Приказал Сатана земле плодить пернатых и пресмыкающихся, деревья и травы, а морю — рыб и птиц небесных. Потом надумал он создать человека по подобию своему, чтобы тот служил ему. Для этого приказал Сатана ангелу третьего неба войти в глиняное тело. Взяв часть этого тела, изготовил он другое — в виде женщины, и приказал ангелу второго неба войти в женское тело. Как только увидели ангелы себя облаченными в смертные одежды и разными по облику, т.е. мужчиной и женщиной, горько заплакали. Потом повелел им Сатана совершить плотское деяние, т.е. совокупиться глиняными телами, и не ведали они, что грешат.

В это время решил Создатель сотворить рай и поместить там людей. Позже посадил диавол среди рая тростник и там из своей блевотины создал змея, приказав ему вползти в тростник. Так скрыл диавол намерение свое от людей, чтобы не ведали они о кознях его. Потом приблизился он к ним и сказал: «Ешьте все плоды в раю, но не вкушайте плод от древа познания добра и зла». Но в то же время вошел он в змея и обольстил ангела женского пола. Другой ангел преисполнился греховного желания и удовлетворил похоть свою с Евой под змеиный свист. Вот почему называют детьми диавола и змея тех, кто предается сладострастию своему подобно отцу своему, диаволу, до скончания века. И затем снова влил диавол в ангела, бывшего Адамом, отраву своего сладострастия, которая будет плодить детей змея и диавола вплоть до скончания века».

Потом я… Иоанн, спросил Господа: «Как так: человек от Духа может быть в плотском теле?» На что Господь сказал: «Павшие с неба ангелы входят в тела женщин и обретают плоть из плотской похоти. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух, так свершается царство Сатаны в этом мире у всех народов».

И спросил я Господа, говоря: «До каких пор сатана будет царствовать в этом мире над человеческим родом?» И ответил Он: «Отец мой позволил царствовать ему семь дней, которые суть семь веком». И опять спросил я Господа: «А что произойдет за это время?» И ответил Он: «Диавол с тех пор, как отвернулся от Божьей славы и захотел возвеличить свою, сел на облака и послал своих огненных служителей — ангелов к людям, от Адама и до Еноха. Поднял он Еноха на небесную твердь, явил ему свою божественность и повелел, чтобы тому дали перо и чернила. Сел Енох и написал шестьдесят семь книг. Потом приказал ему диавол отнести их на землю и передать. Спустил Енох книги на землю, передал сыновьям и начал учить их жертвоприношению и совершению незаконных таинств. И так скрыл он от людей Царствие Небесное. И говорил им диавол: «Знайте, что я бог ваш, и нет иного бога, помимо меня».

Вот тогда Отец послал Меня на этот свет раскрыть глаза людям, чтобы узнали они о злонамерениях диавола. И когда понял Сатана, что сошел Я с неба на землю, то послал ангела, который взял три дерева и передал Моисею для распятия Моего. Эти деревья стоят и поныне. Моисей проповедовал пред народом божественность диавола, повелевшего ему дать закон сыновьям Израилевым и провести их через море, как посуху. Когда надумал Отец послать Меня на землю, Он прежде Меня отправил ангела своего по имени Мария, чтобы тот принял Меня. Спустившись, Я вошел в одно ухо Марии, а вышел через другое. Сатана же, повелитель мира сего, узнав, что сошел Я с неба, чтобы сыскать и спасти души погибающих, послал своего ангела-пророка Илию, который крестил в воде и называется Иоанном Крестителем. Спросил Илия повелителя здешнего мира: «А как узнаю Иисуса Христа?» На это диавол сказал: «На ком увидишь Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем, Тот есть Крестящий Духом Святым ради прощения грехов. Это Тот, Кто может губить и спасать»…

Евангелие мира от ессеев

Иисус сказал:

— Вы страдаете, ибо Сатана и болезни изнуряют ваши тела. Но не бойтесь, поскольку их власти над вами скоро придет конец. Ибо Сатана подобен человеку с дурным нравом, который проник в дом своего соседа в его отсутствие, чтобы унести его вещи к себе домой. Но кто-то донес соседу, что вор бесчинствует в его доме, и хозяин побежал домой. И когда тот человек, собрав в одну кучу всё, что приглянулось ему, увидел спешно возвращающегося домой хозяина, он впал в великий гнев от того, что не смог унести всё с собой и начал крушить и портить всё, что было вокруг, чтобы уничтожить. Если уж эти вещи не достались ему, пусть и у другого их не будет. Но тут вошел хозяин дома и прежде, чем негодник успел совершить задуманное, он схватил его и вышвырнул прочь из своего дома. Истинно говорю вам, точно также вошел Сатана в ваши тела, которые являются обителью Бога. И он завладел всем, что пожелал похитить: вашим дыханием, вашей кровью, вашими костями, вашей плотью, вашими внутренностями, вашими глазами и вашими ушами. Но постом и молитвой вы вернули хозяина вашего тела и его ангелов. И сейчас Сатана видит, что настоящий хозяин вашего тела возвращается, и что приходит конец власти его. И вот в гневе своем, собирает он вновь свою силу, чтобы разрушить ваши тела, прежде чем вернется хозяин. Именно по этой причине Сатана, так жестоко мучает вас, ибо чует он, что настал его конец. Но не позволяйте вашим сердцам трепетать, ибо скоро явятся ангелы Бога, чтобы вновь занять свою обитель и вновь обратить её в храм Бога. И схватят они Сатану и выбросят его из ваших тел со всеми его болезнями и всеми его нечистотами. И счастливы вы будете, ибо получите вы награду за своё упорство, и никогда более не увидите вы болезни.

Житие святого мученика Никиты

Повелел царь заковать святого Никиту оковами и посадить в темницу. Дьявол же облачился в ангельское одеяние и отправился в темницу, говоря Никите: «Радуйся, мученик Христов Никита!» Блаженный спросил: «Кто это приветствует меня?» А дьявол ответил: «Я, ангел Господень, с небес сошел поговорить с тобою, чтобы ты принес жертву кумирам, а потом помолись Богу своему, и не ввергнешь себя во многие мучения». Блаженный же, воздев руки свои к небесам, а колена преклонив к земле, помолился, говоря: «Господи, покажи, кто это говорит со мной, ведь не на пользу (душе) моей говорит?» И сошел (с небес) архангел Михаил, говоря ему: «Протяни руку свою, мученик Христов Никита, и схвати того, кто сам про себя скажет».

И протянул блаженный руку, и схватил дьявола, и повергнул его пред собой, и наступил ему на шею, и задавил его. Увидел он, что дьявол засипел, и снял с себя железные оковы, которые были у него на ногах, и стал бить дьявола оковами, говоря: «Отвечай мне, демон и бес, кто послал тебя сюда?» Бес же сказал: «Страстотерпец Божий, ослабь мне (тяжесть) ног твоих, и я скажу тебе, что послал меня отец мой, Сатана, который приходил к тебе». И спросил его святой Никита: «Скверный, нечистый, как же ты дерзнул сюда войти?» Отвечал ему бес: «Страстотерпец Божий, как ты стремишься из рук Вседержителя венец принять, так и мы стремимся от отца нашего Сатаны благодарность получить!» И сказал ему страстотерпец: «Ответь мне, бес, как зовешься ты по имени?» И отвечал ему бес: «Я тот, кто называется Вельзевул. Я тот, кто борется с епископами, я тот, кто толкает людей в огонь и потопляет в водах, я тот, кто заставляет людей грешить и платить женщинам (заставляю их так поступать), и у нас на том свете воздастся им их мзда и обличат (они) ее. Да лучше бы им безо (всякой) мзды согрешать! Я тот, кто устраивает так, что молвят люди, якобы некий поп грешен, и не будем мы, мол, из его рук причастие принимать! Да будут прокляты говорящие так, а поп таков, что когда входит он в дом Божий, преклонит (колена) и снимет (с себя) бремя грехов своих, и войдет в алтарь в пламенных ризах и потом скажет: «Да наполнятся уста наши», и снова поклонится и, взяв бремя грехов своих, выйдет вон».

Деяния Андрея и Матафии

Пришел дьявол в обличье старика и сказал: «Горе вам, вы умрете от голода; но ищите сейчас, ищите чужеземца по имени Андрей: он — причина вашего смятения. Андрей смотрел на дьявола, но дьявол не мог видеть его. И Андрей сказал: «О Велиал, мой Господь смирит тебя в бездне». Дьявол сказал: «Я слышу твой голос и знаю его; но я не вижу, где ты стоишь». Андрей сказал: «Не был ли ты назван Амаэль потому что ты слеп?» Дьявол сказал: «Ищите человека, который разговаривает со мною, ибо это он». И они затворили ворота и смотрели повсюду, но не могли найти его.

Деяния (страсти) апостола Варфоломея

Первый человек, Адамом названный, создан был из земли. Земля же, из которой он создан был, девой тогда еще оставалась, ибо не была она ни кровью людскою осквернена, ни разъята для погребения тела. Потому-то и следовало, как уж сказал я, чтобы тот, кто некогда сына девы победил, сыном же девы и побежден был. А поскольку с помощью изощренного коварства добился дьявол, чтоб человек вопреки запрету Бога вкусил и был из рая изгнан и доступа в рай лишен, сделал так этот Сын девы, чтоб силе дьявольской позволено было к Нему подступиться. Была же она такова, что схватил нечистый Сына девы, словно коршун птицу, и бросил Его в пустыню к диким зверям и сорок дней не говорил Ему «ешь», ибо не видел, что Тот алчет. И решил про себя дьявол, что ежели по прошествии сорока дней не взалчет Он, значит наверняка это истинный Бог. А Бог был истинным! Вернее — есть! Но, будучи также и человеком истинным, не открывался Он никому кроме тех, кто сердцем чист и в добрых делах настойчив.

Когда же увидал Сатана, что по прошествии сорока дней взалкал Господь, и почти уверившись, что вовсе не Бог перед ним, сказал Ему: «Чего томишься? Делай камни хлебами и ешь!»

Отвечал ему Господь: «Слушай, дьяволе, ведь потому над людьми ты властвуешь, что прародитель людей Адам, презрев заветы, ему Богом данные, поддался уговорам твоим. Я же, завет Бога храня, вкушать не стану, дабы мне, человеку, одолеть тебя и лишить той власти, кою обрел ты через падение Адамово».

Увидел дьявол, что отвергнут он, и, призвав себе в помощники другого ангела-отступника именем Маммона, явил безмерное множество золота, серебра и всю славу этого мира и сказал Господу: «Отдам тебе все это, если поклонишься мне». Говорит ему Господь: «Ступай прочь, Сатана, ибо писано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

А еще было искушение гордостью, которое претерпел Он на вершине храмовой башни, дабы тот, кто человека, сына девы-земли, единожды победил, трижды побежден был Сыном Святой Девы.

И как всякий победивший тирана посылает ближних своих, чтоб повсеместно, где тиран властвовал, утверди, ли они пославшего их царя победителем и триумфатором так и сей человек Иисус Христос, победив, послал нас во все страны, дабы изгоняли мы слуг дьявола, в статуях храмовых обитающих, а людей, кои им поклоняются, из-под ига деспота побежденного выводили. И потому серебра и золота мы не приемлем, но подобно Ему, презиравшему их, презираем. Ибо богатыми только там быть желаем, где лишь Его власть царит, где нет места болезням и усталости, где смерть и печали неведомы, где вечное счастье и блаженство непрестанное, где беспредельна радость и ликование нескончаемо.

И вот с тех пор, как вступил я в храм сей, держу связанным демона, который, в идоле сидя, давал оракулы вам. И помогают мне в том ангелы Пославшего меня. Коли крестишься ты и прозрения удостоишься, дам узреть тебе его и узнать, от какой беды ты избавился. И послушай, из-за какой хитрости кажется, будто всех недужных, что лежат в храме, лечит тот дьявол, который, как уж не раз говорил я, первого человека победил и через ту победу страшную власть обрел, но при этом над одними — большую, над другими же — меньшую. Большую — над теми, кто больше грешит; меньшую — над теми, кто грешит меньше. Так вот, делает оный дьявол посредством ухищрений своих людей больными и понуждает их верить в идолов. А чтобы над душами их власть захватить, тотчас снимает с них порчу, едва скажут они камню, металлу или иному чему: «Ты бог мой». Потому-то и ходят они каждый день и говорят металлу: «Ты бог наш». Но так как держу в оковах я демона, который в сей статуе обретался, не может он приносящим жертвы и поклоняющимся ему ни единого оракула дать. Коли убедиться хочешь, что так и есть оно, прикажу я ему, и вернется он в статую эту, и заставлю признаться его, что скован и оракулы дать не в силах.

Арабское евангелие детства Спасителя

Бесноватая

А потом пришли они [Иосиф, Мария и Иисус] в другой город, где жила женщина бесноватая. Когда ночью однажды по воду она вышла, вселился в нее мятежный и проклятый сатана. Невыносимы одежды ей были и терпеть она не могла покоев: голая, ремни и цепи, которыми связывали ее, порвав, то и дело на пустыри убегала и, стоя на перекрестках дорог, да на кладбищах, в людей камнями швыряла, тяжкие муки [домочадцам] своим доставляя.

Увидев ее, исполнилась состраданием к ней Владычица Мария. И едва пожалела она ее, тотчас покинул женщину сатана и стремглав, точно бесенок какой, выскочил из нее с воплем: «Горе из-за тебя мне, Мария! Горе мне из-за Сына твоего!»

Так и была она от мучений своих избавлена. А придя в себя, устыдилась эта женщина наготы собственной и, хоронясь от взоров людских, домой поспешила. И уже в одежды облаченная, отцу и [домочадцам] своим о случившемся рассказала. И поскольку наизнатнейшими в этом городе они были, с величайшим почетом приняли они у себя Владычицу Марию с Иосифом.

Немая невеста

А назавтра, снабженные дорожным припасом, ушли те от них и к вечеру в тот же день другого селения достигли. Справляли там свадьбу, но из-за козней проклятого сатаны и усердия чародеев онемела тамошняя невеста и совсем бессловесной сделалась. Когда же вступила, неся Сына своего Господа Христа, в селение это Владычица Мария, протянула, увидав ее, немая невеста к Господу длани свои и на руки Его подхватила и, крепко к себе прижав, целовала, баюкала и качала, над Ним склонившись. И разомкнулись тотчас уста ее, и стали уши слышать. Воздала она Богу, ей здоровье вернувшему, хвалу и благодаренье. Жители же селения этого всю ночь от радости ликовали, решив, что сошел с небес, да прямо — к ним, Бог с ангелами своими.

Змей-насильник

Три дня они там оставались, в довольстве живя и почете. А потом, дорожным припасом снабженные, удалились от них и пришли в другой город, где ввиду многолюдства его заночевать надумали. Проживала в том городе некая жена добродетельная. Но пошла однажды она купаться на реку, и глядь: бросился на нее в змеином облике сатана проклятый и вкруг живота обвился, а потом, что ни ночь, стал врываться к ней и, на ней растянувшись, грубо насилье вершил.

Увидала женщина эта госпожу Владычицу Марию и младенца Господа Христа на груди у нее и, умилившись, так Владычице Марии сказала:

— Дай, о госпожа, подержать и расцеловать мне младенца этого.

Протянула Его Мария той женщине. И едва прикоснулся Он к ней, отпустил и стремглав покинул ее сатана, и ни разу его с тех пор уж она не видела. Славили все, кто там был, за это Бога Всевышнего, а женщина та одарила их щедро.

Дракон

Была там же и совсем молодая женщина, терзаемая сатаной. Являлся к ней этот проклятый в обличье дракона громадного и проглотить ее собирался; всю кровь из нее высасывал, так что становилась она на труп похожей. И всякий раз как приближался он к ней, голосила она, голову руками сжав: «Горе мне, горе… Ведь нет никого, кто бы меня от гадостного дракона избавил».

Скорбели об участи ее отец с матерью и все близкие, и те, кому видеть ее доводилось. Обступали ее толпою люди и плакали горько, когда кричала она навзрыд: «Ох, друзья, ох, братья мои! Да неужто нет никого, кто б меня от этого убийцы избавил?!»

Услыхала однажды вопль девы этой дочь знатного человека, которая от проказы своей уже очистилась, и, поднявшись на крышу дворца своего, увидела она, что, руками голову обхватив, плачет та и все вкруг нее стоящие тоже плачут. И спросила она мужа той бесноватой, жива ль еще мать супруги его? Когда же ответил тот, что родители ее живы, — «позови, — говорит, — ее мать ко мне». А увидев, что позвал он ее, спросила:

— Дева эта безумная — твоя ли дочь?

— Да, госпожа, — печалясь и плача, ей женщина отвечала, — дочь она мне.

Говорит ей тогда дочь знатного человека:

— По секрету тебе признаюсь: прокаженной я прежде была, но исцелена уж ныне Владычицей Марией, матерью Иисуса Христа. Коли хочешь дочь свою исцелить, отведи ее в Вифлеем и разыщи там Марию, мать Иисусову. И поверь: будет исцелена дочка твоя. И я уверена, что с совершенно здоровой дочкой радостная ты сюда возвратишься.

Едва дослушала до конца ее речь женщина, и тотчас взяла она дочь свою и в указанное место отправилась, а придя к госпоже владычице Марии, открыла ей все, что с дочкой творится. И слова ее выслушав, подала ей госпожа Мария немного воды той, в которой сына своего Иисуса купала, и велела возлить ее на дочкино тело. И дав ей одну из старых пелен господа Иисуса, сказала:

— Возьми пелену эту и как только увидишь врага своего, ему покажи.

И с поклоном их проводила.

Пока шли они от нее, в местность свою возвращаясь, уж наступило время, когда имел обыкновение сатана бросаться на девушку. И явился тотчас ей окаянный этот в облике дракона огромного. Устрашилась она вида его, а мать ей:

— Не бойся, дочка! Пусть приблизится он к тебе, и тогда покажи ему пелену, которую нам владычица Мария дала. Поглядим, что будет.

И вот, когда, обратившись в дракона ужасного, приблизился к ней сатана, содрогнулось тело девы от страха. Но лишь только вынула она пелену и на голову себе возложила, прикрыв глаза свои ею, вырвались из пелены той пламя и жар и на дракона хлынули. И великое чудо свершилось, едва завидел дракон пелену Господа Иисуса, из котооой огонь выоывался и на голову и в глаза ему сыпался: завопил во весь голос:

— Что тебе до меня, Иисус, сын Марии? И куда от тебя бежать мне? — И, отпрянув в великом страхе от девушки, сгинул он и никогда ей потом не показывался.

А дева, придя в себя, благодарила Бога и славила. И славили Его вместе с ней все, кому довелось то чудо видеть.

Иуда

И другая там проживала женщина, у которой сын одержим сатаною был. Звали его Иудой. Всякий раз, как вселялся в него сатана, кусал он всех, кто к нему приближался, а если близ себя никого не находил, собственные руки и ноги он грыз. И вот, услыхав о госпоже Марии и Сыне ее Иисусе, собралась мать несчастного этого и привела сына своего Иуду к Владычице Марии. Меж тем Иаков с Иосией увели младенца Господа Иисуса с другими детьми поиграть. Уселись они перед домом, и Господь Иисус с ними. Подошел [к ним] бесноватый Иуда и справа от Иисуса присел. И тут, как обычно бывало, охваченный сатаной, захотел он загрызть Господа Иисуса, однако ж не смог, только поранил Ему правый бок, а потом разрыдался. И выскочил в тот же миг стремглав из мальчика этого сатана, подобный собаке бешенной. Мальчик же тот, что Иисуса поранил и из которого сатана в собачьем облике выскочил, был тем Иудой Искариотом, что Его иудеям предал. И тот бок Иисуса, который ему Иуда поранил, иудеи потом копьем пронзили.

Пастырь Гермы

Заповедь седьмая
{О том, что должно бояться Бога, а дьявола бояться не должно}

— Бойся, — говорил пастырь, — Господа и соблюдай заповеди Его, ибо, соблюдая заповеди Божий, будешь тверд в любом деле и преуспеешь в нем. Боясь Господа, будешь все делать хорошо. Вот страх, которым должно страшиться, чтобы спастись. Дьявола же не бойся: боясь Господа, ты будешь господствовать над дьяволом, потому что в нем нет никакой силы. А в ком нет силы, того не должно бояться. В ком есть превосходная сила, того и должно бояться. Ибо всякий имеющий силу внушает страх; а кто не имеет силы, всеми презирается. Бойся, впрочем, дел дьявола, потому что они злы; боясь Господа, ты не совершишь дел дьявола, но удержишься от них. Двоякий есть страх. Если ты захотел сделать злое, то бойся Бога — и не сделаешь этого. Равно если бы захотел ты сделать доброе, то опять бойся Бога и сделаешь его. Подлинно, страх Божий велик, силен и славен. Итак, бойся Бога, и будешь жить. И все те, которые будут бояться Его, соблюдая Его заповеди, будут жить с Богом; а которые не соблюдают Его заповедей, в тех нет жизни.

Евангелие Иуды (Искариота)

Искушение в пустыне

1. …Быть таким как они в этом мире и вкушать от моей власти! Брать себе серебро, золото и другие вещи.» Но Аллогенес ответил ему: «Прочь от меня, Сатана! Я не тебя ищу, но своего Отца, который выше всех великих эонов (небесные своды, каждое со своим богом). Я, которого ты зовешь Аллогенес, я его. Я из другого рода, я не из твоего рода.» И тогда тот, кто правит миром стал говорить ему…

2. {(Неясно, кем был побежден Сакла/Сатана, но определенно не одним лишь Аллогенесом/Иисусом…)} И тогда Сакла напал на него, который уже не раз освобождался в одиночку. И он не смог овладеть им. После того, как он был поражен, он отступил со стыдом на свое прежнее место. Тогда Аллогенес воскликнул громким голосом: «О Боже, который выше великих эонов, сжалься надо мной и избавь меня от всякого зла. Взгляни вниз на меня и услышь меня, потому что я в пустой одинокой земле. Позволь невыразимому просветить меня теперь…

{Вскорости Сакла (Сатана) овладеет некоторыми Иисусовыми учениками}.

7. …Тогда его время прошло. Для него, Сакласа, времена были ограничены. Он пришел, первая звезда его родовой линии. А те, кто направлены, исполнят свое. И они осуществят свою похоть во имя мое и убьют своих детей…

8. …И он сказал: «почему ты удивлен своей звездой и ее следующими линиями эонов. Вот плач…, кто зовется Иисусом, те … получили … он говорит уму. А люди… Шестая звезда ошибается относительно наших пяти солдат. И они погибнут вместе со своими творениями.» Но Иуда сказал Иисусу: Они не будут спокойны, те, кто очистился во имя твое. Иисус ответил: Будет ненависть… и потом так очистившись…

Слово о крестном древе

Когда насаждал Господь Рай, не было с ним тогда ни одного ангела, только Господь и Сатанаил. И что велел Господь сажать, Сатанаил крал от всех растений тайно от Господа и рассыпал посреди Рая. Господь сказал: «Тут будет тело мое, и я сам тут буду, и послужит это твоему изгнанию». И удалился. И сказал Сатанаил: «Господи, благослови то, что мы насадили». Господь сказал: «Здесь я посреди Рая». И когда подошел Сатанаил, то увидел древо свое. Древом этим был изгнан он из Рая. И почернел Сатанаил и стал дьяволом. Древо же выросло в три ствола: один ствол — Адам, 2-й ствол — Ева, 3-й ствол, средний, — сам Господь. И когда согрешили Адам и Ева, тогда упала часть Адамова в реку Тигр и вынесла река ее из Рая. А когда наступил потоп, то понесла ее вода, а когда иссякла вода, то древо выросло при реке Мерре. А Евина часть упала в Раю.

Гностицизм

Фрагменты Гераклиона гностика из трактата Оригена «Толкование на Евангелие от Иоанна»

Демиург и Дьявол

В учении Гераклеона Демиург является творцом космоса и его правителем, управляющим им через своих слуг. Он создал космос злым, однако, мало вероятно, что он является Дьяволом или его отцом, т.е. злым по природе. Так, Демиург оказывается способным к истине и его собственный человек по природе не зол, тогда как природа Дьявола характеризуется как абсолютно злая. Тождественности Демиурга и Дьявола мешает также ограниченное положение Дьявола во фр. 7 Космос так же, видимо, зол не полностью, поскольку в каком-то смысле его творцом является Христос.

Дьявол, как существо отличное от Демиурга

Горой называется Дьявол, или космос его, поскольку Дьявол — одна часть всей материи, а космос — вся гора зла, пустынное жилище зверей, которой поклоняются все те, кто был до закона, и язычники.

Особая сущность Дьявола

К тем данная речь, которые из сущности Дьявола; потому что сущность Дьявола является иной, нежели сущность других разумных существ. Ведь не из истины природа его, но из противоположного истине, из обмана и неведения. Поэтому, — говорит, — ни стоять в истине, ни обладать в себе истиной не может, по своей собственной природе, по своей собственной природе обладая ложью, физически не способен каким-либо образом говорить истину. Не только он лжец, но и отец его, [обладающий] природой его, коль скоро она состоит из обмана и лжи. «Похоти отца вашего вы желаете творить»: Дьявол не имеет желаний, но похоти.

Духовное, душевное и телесное.

Плотские люди противоположны духовным, так как они обладают особой, злой, природой (сущностью) Дьявола. О том, что они могут спастись, нигде не говорится и может быть под «выкинутыми и истребленными силами Спасителя» имеются в виду они. Не исключено, что во фр. 32 указывается принципиальная невозможность для таких людей спастись (во всяком случае, так понимает эти слова Ориген). Душевные, как кажется, обладают тоже особой природой — не тождественной ни Отцу ни Дьяволу. Может быть, они тождественны людям Демиурга — добрым по природе и могущим спастись.

Душевные люди

«Многие», так как хотя много душевных, нерушимая природа избрания одна, единовидна и едина. Следовательно это говорится не о сынах Дьявола по природе, плотских, но о душевных, являющихся сынами Дьявола по установлению: из них некоторые могут называться по установлению и сыновьями бога. Потому что возлюбили похоти Дьявола и творят их, они являются сынами Дьявола, не являясь таковыми по природе. Теперь называет их детьми Дьявола не потому, что Дьявол рождает кого-то, но потому, что творя дела Дьявола они уподобляются ему.

Космос

Космос в учении Гераклеона сотворен Демиургом и управляется им и Дьяволом. Космос является злым, местом падения душ и пленения духа. С другой стороны — он место пришествия Спасителя.

Манихейство

Манихейские Кефалайа

[Теперь я открою вам, что такое] «древо доброе», [о котором говорят лжеучения. Его свет -] это [горение] огня [злого, тёмного; ствол этого древа] — те, кто правят [на земле, в твердях, в высоте] неба и Колесе [звёзд; а листья этого древа] суть пять плотей, ходящие [в своих мирах; дурные] плоды [этого древа суть злое] учение заблуждения, [злое] таинство [Мрака,] которое Сатана поместил в мир. А [вкус этих] дурных плодов — злые люди, лжеучения [греховные,] связанные разными законами, и учителя их, [что принимают] закон смерти, вкушают от него и жаждут его, [они же] души смерти.

65. О Солнце

И ещё: Апостол восседал в собрании своих учеников, а в это время взошло солнце. Он стал говорить ученикам о величии Солнца и его божественности — как оно возникло по подобию первого Величия. Показывая им это, он сказал: «Оно — врата жизни и мирная переправа [для души] к тому великому эону [Света.] Но так как Сатана знает, что оно — врата исхода душ, он положил строгое ограничение в своём законе, чтобы никто не почитал его. Он сказал: «Тот, кто будет почитать его, умрёт»; он также назвал его «светом губительным», мешал душам обращать лицо к Свету единому и заставил отречься от света своей сущности.

Кумранские рукописи

Война сынов света против сынов тьмы

1. [… Устав] Войны. Первое приложение рук сынов Света при начале (действий) против жребия сынов Тьмы, против войска Велиала: против полчища Эдома и Моава и сынов Аммона,

2. и во[йска?] Филистеи, и против полчищ киттиев Ашшура, и (кто) с ними в помощь бесчестящим Завет. Сыны Левиевы, сыны Иудейские и сыны Вениаминовы, ушедшие в пустыню, сразятся с ними,

3. [— -] со всеми полчищами их, при возвращении ушедших сынов Света из Пустыни народов в Пустыню Иерусалимскую; а после этой войны поднимутся оттуда

4. [И придет царь] киттиев против Египта, а по окончании сего выйдет в великой ярости сразиться с царями Севера, в гневе, чтобы истребить и отсечь рог

5. [своих врагов. Э]то время спасения для народа Божьего и конец власти над всеми людьми его жребия , и вечная гибель всему жребию Велиала. И будет смятение

6. в[еликое (?) средь] сынов Йафета, и падет Ашшур, и никто не поможет ему, и исчезнет власть киттиев, дабы низверглось нечестие без остатка и не стало уцелевших

7. о[то всех (?) сыно]в Тьмы.

8. 3[нание (?) и справедливость осветят все концы вселленной, светя все более, пока не выйдут все сроки Тьмы. И в срок Божий осветит высота его величия все концы […]

9. для мира и благословения, славы и радости, и долгоденствия всех сынов Света. А в день, когда падут киттии, — битва, сильное побоище пред Богом

10. Израиля. Ибо этот день назначен им от века для войны, уничтожение сынов Тьмы, когда сойдутся на великое побоище божественный сонм и общество

11. мужей — сынов Света со жребием Тьмы, сражаясь вместе, ради могущества Божия, при великом шуме и кличе божественных (ангелов) и людей в грозный день. время

12. стеснения […] для народа, искупленного Богом, и во всех стеснениях их не бывало подобного, от приближения до свершения его19, ради вечного искупления. И в день их войны с киттиями

13. вы[йдут (?) на по]боище военном три жребия одолевать сынам Света, поражая нечестие, и трижды воспрянет войско Велиала, чтобы отвратить жребий

14. […, и пол]кй бойцов оробеют сердцем; и (-но?) могущество Божие укрепляет с[ердца (?) …], а седьмым жребием великая рука Божия низвергает

15. [Велиала и (?) все]х подвластных ему ангелов, и всем людям […]

16. [ — — — ] Святые явятся на помощь [ — — -] истинно, на гибель сынов Тьмы […]

17. [ — — — при шу]ме великом и к[личе (?) — — — ] возложат руку на […]

[… ] Глав священников — 12, а глав смен священнических — 26; глав левитов — 12, а глав смен левитских — 26; глав колен и (глав) отцов общества — 24, а глав смен колен и (глав) смен]

Храмовый свиток (11Q Temple Scroll)

Если ты услышишь, что в таком-то городе появились люди, сыны Велиала, и вывели из города всех поселенцев, говоря: пойдем, послужим богам, которых вы не знаете, и ты спросишь и хорошо исследуешь — да, все так, сделана мерзость во Израиле — и ты перебьешь всех поселенцев, истребишь их самих и их скот, соберешь имущество и сожжешь в огне весь город. Он станет вечным холмом, который вновь не отстроится. К твоей же руке да не пристанет ничто из взятого, чтобы Я мог отвратиться от гнева.

Библиотека Наг-Хаммади

Валентинианское объяснение

Демиург начал творить человека по образу своему с одной стороны, а с другой — по подобию от начала сущих. Это было таким родом местопребывания, что она использовала Семена, а именно […] отдельные […] Бога. Когда они […] на пользу человеку, ведь на самом деле Дьявол — одна из Божественных Сущностей. Он переместился и схватил целую Площадь Ворот, и из этого Места отбросил он свой собственный Корень в тело и туши плоти, ибо Человеком Божьим окутан он. А Адам посеял его. Поэтому заполучил он сыновей, гневавшихся друг на друга. И Каин убил Авеля, брата своего, ибо вдохнул в них свой дух Демиург. И была борьба с отступничеством Ангелов и Человечества, тех, кто от Правого, и тех, кто от Левого, которые на Небесах (боролись) с теми, которые на Земле, духов с плотью и Дьявола с Богом. Поэтому возжелали Ангелы дочерей человеческих и снизошли в плоть, чтобы Бог мог наслать потоп. И он почти уже пожалел о том, что сотворил этот мир […] супругу и Софию, и сына её, и Ангелов, и Семена. Однако Сизигия полна, а София и Иисус, и Ангелы, и Семена — Образы Плеромы. Более того, Демиург отбросил тень на Сизигию, и Плерому, и Иисуса, и Софию, и Ангелов, и Семена. А Целый прославляет Софию; Образ же прославляет Истину. И Славу Семян, и Иисуса, и тех, кто от Безмолвия, и Моноген'а. А Ангелы Мужчин, и Семенные Женщин — все (они) Плеромы. Более того, когда София заполучит супруга своего, а Иисус — Христа, и Семена, и Ангелов, тогда и Плерома радостно обретёт Софию, и Всё пребудет в единстве и новом примирении. Ибо тем самым Эоны увеличились, ибо знали они, что, как бы они не менялись, они неизменны.

 Источник