Секта иннокентьевцев 

  Секта иннокентьевцев зародилась в начале нашего века на юге Украины, в стенах православного Балтского Феодосовского монастыря бывшей Херсонской губернии и получила позднее наибольшее распространение на территории нынешних Одесской, Черновицкой, Херсонской, Николаевской областей и Молдавии. 

 Основателем секты иннокентьевцев является Иван Левизор (в монашестве Иеромонах Иннокентий – отсюда и название секты), уроженец Бессарабской губернии. В юном возрасте он поступил послушником в Добржский монастырь, однако через два года был изгнан из монастыря за «недостойное поведение по отношению особ женского пола». После этого началась жизнь, полная приключений и тревог. Однако вскоре его снова потянуло в тихую обитель, в монастырь. Во время пребывания в Митрофаньевском монастыре в Петербурге Левизор сблизился с сектой иоаннитов, а несколько позднее будущий «пророк» удостоился благословения «чудотворца» и «провидца» Григория Распутина

Субботники. «Иудействующие»

 На рубеже XVII–XVIII вв. в России появилось религиозная течение «субботников» («иудействующих»). Субботники отвергали православную церковь и исповедовали иудаизм. Они жили религиозными общинами, которые отгородились от окружающего населения. Участники этих общин занимались мелкими промыслами и торговлей. Источники, характеризующие историю этой секты, до сих пор не выявлены. В этой секте произошло разделение на два течения: субботников и талмудистов, с тяготением первой части к христианству, а второй – к иудаизму. 

 В настоящее время существуют две группы субботников: собственно субботники и «геры» («пришельцы из Египта»). 

Молокане - прыгуны 

 Сами себя прыгуны называли «духами», а свою секту – «сектою духов». 

 Уже через 20–25 лет после того, как возникла эта секта (30-е годы XIX в.), ее приверженцы разделились на два направления: первоначальных или обычных прыгунов и прыгунов-максимистов. Коренное отличие между ними состоит в том, что первые за Бога признают Иисуса Христа, а вторые – живую личность, в то время инициатора второго направления – Максима Рудометкина, известного тогда главу этого направления в Закавказье. 

 Молитвенные собрания у прыгунов-максимистов раньше бывали двух родов: с духом (т. е. с духодействием, с прыганием) и без духа. На собраниях с духом прыгуны прыгают. Свое прыганье они называют «духовной пляской». В некоторых общинах прьиуны прыгали голыми, ссылаясь при этом на Адама и Еву, которые не стыдились своей наготы. Духовную пляску прыгуны совершают в такт одной из своих песен, имеющей название «Нову песню мы поем, путем истинным идем», которая является по мотиву плясовой, но духовного содержания. 

Духовные христиане 

  Секты «духовного христианства» возникли во второй половине XVIII в. – первой половине XIX в. В отличие от старообрядчества, в мировоззрении которого преобладал мотив идеализации патриархальной старины, духовные христиане выдвинули идеи, присущие реформационным движениям: отрицание церкви и всего института духовной иерархии, основных христианско-православных догматов, проповедовавшихся православной церковью. 

  Начали духовные христиане с уничтожения икон, видя в них дело рук человеческих, потом перестали посещать церкви. Они отказывались от причастия, так как не верили, что при евхаристии хлеб превращается в тело, а вино – в кровь. «Богу нужно поклоняться не внешним обрядом, а духом», – заявляли они. Их идеалом был человек-труженик, не обязанный никому служить, независимый, не подчиняющийся закону, руководствующийся лишь велением разума. В идиллических чертах рисовалось им будущее общество свободных крестьян. 

Бегуны (странники)

Одним из мест, облюбованным старообрядцами, которые бежали из центральной России в безлюдные лесные пустыни на окраинах государства, была Вятская губерния. И не случайно одну из станций Вятско-Двинской дороги, проложенной в последние годы прошлого века, назвали Староверческой. 

И вот в этом краю незадолго до первой мировой войны объявился невесть откуда и быстро прижился «странник» Христофор Зырянов. Ему было тогда лет сорок. «Бегунскую веру» Зырянов и принялся здесь распространять. Почва для такого посева была плодородная, и лет через десять Христофор стал полновластным наставником многочисленных единоверцев. Местное население называло их уже не иначе как христофоровцами или подпольниками. 

Старообрядчество 

Исходной формой религиозного сектантства в России явилось старообрядчество – ряд религиозных течений, отрицавших обрядовую форму русской православной церкви, осуществленную патриархом Никоном в 1650-х гг. Старообрядчество жестоко преследовалось царской администрацией и официальной церковью. Совращение православных в ересь строго пресекалось и к расколу применялось публичное ока-зательство (ряд запрещений, в частности, устраивание крестных ходов, пение на улицах, площадях и т. д.). Спасаясь от репрессий, старообрядцы бежали в труднодоступные малозаселенные местности – в Поморье, Заволжье, на Дон и Яик, в Сибирь, за рубежи России. Крупнейшим духовным и организационным центром старообрядчества была Москва. К старообрядчеству примыкали различные слои общества: боярство, духовенство, стрельцы, крестьянство, посадское население. Социальная неоднородность обусловила наличие большого числа группировок, на которые разделилось старообрядчество. Основными течениями старообрядчества являются беглопоповщина, поповщина и беспоповщина.Беглопоповщина – это наиболее ранняя форма старообрядчества. Название свое это течение получило из-за того, что верующие принимали священников, переходящих к ним из православия. 

Трубадуры. Религия любви

     У каждой эпохи есть своя цветочная гамма, своя мелодия. Случается,  что торжественные хоралы и мессы легко заглушает скабрезная  песенка,  а  нежная лютня перекрывает гулкие вздохи органов.

     Тысячелетие, условно разделившее античность и новые времена,  с  трудом умещается в прокрустово ложе, традиционно именуемом Средними веками – эпохой крестовых походов. Замершая в ожидании вестей от крестоносцев Европа бредила мрачным фанатизмом и невежеством, аскетическим  умерщвлением  плоти,  ужасом перед адскими муками и постоянным ожиданием Страшного Суда.

     Но было в то время и нечто совсем иное - полнокровная жизнерадостность, утонченная роскошь, куртуазная изысканность жестов и слов.

Тулузский крест

   КАТАРЫ (от греч. "чистый") - еретическая секта, появившаяся около  1116г. в Италии, ставшей впоследствии важнейшим центром катаров.

  Эта секта имела большое сходство с  манихеизмом.  О  ней  имеется  мало сведений, т. к. катары скрывали свои доктрины не только от света,  но  и  от своих прозелитов низших степеней.  Катары  верили  в  переселение  душ.  Они предполагали,  что  для  того,  чтобы  достигнуть  света,  потребуется  семь подобных переселений. Катары не почитали, презирали крест, т. к. считали его орудием смерти Иисуса Христа, и говорили, что крест - это изображение  зверя в Апокалипсисе и предмет омерзения в святом храме. Катары вели  трудолюбивую жизнь, основывали школы и больницы.  Они  не  порицали  самоубийства,  имели коммунистические наклонности и были против брака.

Манихеи

     В IV в. в Римской империи появляется  секта  МАНИХЕЕВ,  основанная  на дуалистическом мировоззрении  и  близкая  к  гностический  учениям,  которая приобретет особое значение в последующие века.

     Название   этой   секты   происходит   от   имени   ее   основателя   - полулегендарного Мани (ок. 216 - 276). Он родился в  Ктесифоне  (Персия),  в сельце  сектантов-"крестильников",  примыкавших   к   гностическим   общинам мандеев. В силу этого Мани  рано  познакомился  с  эзотерическими  учениями. Какое-то время он был христианским пресвитером.

     Черпая   понемногу   из   разных   источников,   он   выработал    свою христианско-гностическую   доктрину   и   под   именем   Параклеита    начал проповедовать новое учение при дворе персидского царя Шапура  I.  Со  своими проповедями он обошел многие города и страны, добрался  до  границ  Индии  и Китая, где познакомился с даосами и буддийскими монахами. Именно в это время он угодил в рабство, откуда его выкупила богатая вдова. Этот факт  биографии (возможно, вымышленный) так подействовал на воображение его  последователей, что они прозвали своего  пророка  "сыном  вдовы",  а  вскоре  так  же  стали называться и сами сектанты. На какое-то время Мани совершенно  исчез  из  их поля зрения, удалившись в пещеру, где питался одной травой.

Монтанисты

     Во  второй  половине  II  в.,   когда   в   Римской   империи   начался внешнеполитический, а затем и внутренний кризис, в  христианстве  появляется новое течение. Это течение связано с именем МОНТАНА.  Он  жил  во  Фригии  - одной из областей Малой Азии, которая входила в римскую провинцию Азия.  Был жрецом  фригийской  богини  Кибелы,  потом  принял  христианство   и   начал проповедовать  свое  учение,  в  котором  были  возрождены  элементы  ранних христианских верований.

     Главную роль среди  сторонников  Монтана  играли  пророки.  Возможность обрести дар пророчества признавалась за любым верующим, через пророков  стало распространение нового учения, в то время  как  в  большинстве  христианских общин руководящая роль принадлежала епископам.

Гностицизм

     Гностицизм (от греч. -  познавательный)  -  это  религиозно-философское течение, возникшее в I  -  II  вв.  Гностицизм  явился  формой  связи  новой христианской религии с мифологией и философией эллинизма.

     Важным аспектом гностического восприятия человека было представление  о том, что он состоит из тела, души и духа. Первые два компонента  исходят  от высших сил,  которые  наделили  человека  своими свойствами.  Дух  (пневма) исходит от божества - это его отблеск. Только тот, кто открывает в себе этот отблеск,  становится  избранным,  неподвластным  действию  космических  сил, управляющих миром.

     Совокупность идей о непознаваемом Боге  и  мире,  созданном  не  благим Богом, а низшими силами, о Логосе как посреднике между божеством и миром,  о человеке, который должен пробудить в себе истинное знание о Боге и благодаря этому знанию (по-гречески "гносис") соединиться  с  божеством,  христианские писатели называли гностическими идеями. 

     Среди религиозных течений, групп, сект была одна, учение и организация которой имеют непосредственное отношение к истокам христианства. Это  ЕССЕИ, о которых рассказывают древние авторы (Иосиф Флавий, Филон  из  Александрии, римский писатель Плиний Старший).

     Ессеи имели два главных центра: один в Египте, на берегу озера Маориса, другой в Палестине, на берегу Мертвого моря. Избранное ими для себя название "ессеи" происходит от  сирийского  слова  Asaya,  что  означает  "врачи",  а по-гречески "терапевты", ибо их открытая деятельность среди народа  состояла в излечении физических и нравственных недугов.

Человечество. Путь социализма

 Человечество! Крохотный очаг разума, вспыхнувший в безднах космоса! Как долго готовилось это событие! Вспомните!

 ...Бушуют звезды. Рождаются миры. И вот величаво плывет в черной бездне космоса очередной новорожденный — огромный каменный шарище. Будущая наша Земля. Сперва шар голый и сухой. Потом из его недр выступают на поверхность вода и газы. Он обволакивается атмосферой, покрывается морями. Становится «мокрым». И словно стесняясь своей наготы, окутывается облаками. Проходят сотни миллионов лет, и от «сырости» планета словно плесневеет — кое-где покрывается зеленым налетом. Постепенно эта зелень расползается почти на всю сушу. Еще сотни миллионов лет проходят без видимых изменений. Шар плывет сонный, молчаливый.

Некромантия

 Церковь не отрицает того, что с особого дозволения Бога души покойных могут являть живым и даже иногда сообщать сведения, неизвестные последним.  Однако, понимаемая как искусство или наука возвращать мертвых к жизни, некромантия, по мнению теологов, является наущением бесовским.

 Католическая энциклопедия "Некромантия" в буквальном переводе означает "гадание по мертвому"; одна из главных целей этой формы магии-предсказание будущего. Мертвецы, более не связанные ограничениями смертного, физического плана бытия, способны прозревать будущее. В свою очередь, маг может вынудить мертвецов поделиться с ним знанием будущего. Кроме того, души покойных, блуждающие в сфере теней, которая окружает физический план, способны указывать местонахождение кладов, осведомлены о природе различных духов и демонов и могут сообщить магу, как вступить в контакт с последними.

Черная магия

 Перводвигатель черной магии - жажда власти. Черная магия уходит корнями в самые мрачные и потаенные глубины человеческого сознания, и отчасти именно этим объясняется ее притягательность. Но не следует считать ее всего лишь примитивным порождением любви ко злу или ко всяческой мистической тарабарщине. На самом деле черная магия - это титаническая попытка поднять человека на новую высоту, вознести его на тот пьедестал, который религия отводит исключительно Богу. И эта задача придает черной магии неоспоримое величие, невзирая на все присущие ей грубые и отвратительные черты.