Шабаш

  В ходе ведовских процессов, как известно, инквизиторы пытками заставляли обвиняемых рассказывать всевозможные подробности нечестивого веселья – шабаша, в котором вместе с колдунами и ведьмами участвовали и черти.

  «Охотники на ведьм» в XVII в. рассказывали о существовании «центров международных встреч» ведьм всей Европы, где по большим праздникам, вроде Вальпургиевой ночи (ночь на 1 мая, Бельтан) или кануна Дня всех святых (ночь на 1 ноября, Хэллоуин), проводятся грандиозные шабаши. Среди таких мест назывались гора Брокен в Германии, долина Блэкулла в Швеции и Ла Хендай на юго-западе Франции, где, согласно тем же источникам, собиралось до 12 тысяч ведьм.

Охота на ведьм

  Эволюция магии и дьяволизма неотделима от эволюции церковных представлений о сем жгучем вопросе. 

  Раннее христианство заняло по отношению к злому началу половинчатую позицию. Формально признав его существование, и введя это положение в догмат, оно категорически запретило служение Сатане – в буквальном смысле слова «противнику», врагу христианской Троицы. Всякая попытка обратиться непосредственно к Сатане, как «параллельной» силе, считалась богоотступничеством. Верить и не служить? Для языческого сознания это было непостижимо. Тем более что сама церковь ухитрилась воскресить исконные, зачастую крайне диковинные обычаи. 

Езиды (флаг)

  В некоторых странах Востока – как правило, в горных районах – живут представители таинственной религиозной секты езидов. Больше всего их в Ираке. Они говорят по-курдски, но этнически не все принадлежат к этому народу. Есть среди них и представители других народностей. 

  Секта эта с давних времен привлекала внимание путешественников. В самом деле, как не интересоваться теми, для кого главный Бог – дьявол! 

Марабуты

  В начале VIII в. территория современного Марокко была завоевана арабами и включена в состав Арабского халифата. Берберские племена легко восприняли ислам. До прихода арабов берберы исповедовали христианство и иудаизм, верили в карфагенских богов, в различных местных идолов. Несложные обряды ислама более подходили жизненному укладу местного населения. 

  Однако, помимо ортодоксального ислама, здесь, как и повсюду в Северной Африке, получили распространение суфийские (или дервишские) ордена – религиозные братства, предполагающие свой, особый путь «спасения», хотя и в русле ислама, но со значительными отклонениями от официального вероучения. 

  Возникновение этих орденов всегда было связано с именем какого-либо святого – общемусульманского или местного. В частности, в Марокко такими святыми стали так называемые марабуты. 

Друзы

  Друзы — арабоязычная этноконфессиональная группа, по происхождению — одно из ответвлений исмаилизма, однако прекратившая конфессиональные контакты с исмаилитами ещё в Средние века. Проживают в Ливане, Сирии, Иордании и в Израиле. Существуют многочисленные группы друзов в США, Канаде, Франции, Великобритании, Западной Африке, Карибском бассейне и других странах, состоящие из потомков эмигрантов.

  Религия друзов откололась в 11 веке от шиитской секты исмаилитов, но, в последующем, значительно изменилась. Друзское вероучение возникло в начале 11 века под влиянием проповеди миссионера Мухаммеда бен Исмаила Наштакина ад-Дарази (и названа по его имени) среди исмаилитов Египта и Южного Ливана. Сами друзы нередко негативно относятся к личности Дарази и слово «друзы», как самоназвание не употребляют (часто воспринимают его, как оскорбительное). Они используют в отношении себя слово «мувахиддун» (или Ахль ат-таухид), которое может быть переведено как «единобожники», а может быть переведено как «объединившиеся» .

  Переход друза в другую религию невозможен, так как он означал бы и утерю национальной принадлежности. Друзом считается только тот, чьи мать и отец — друзы. Принять вероисповедание друзов невозможно, так как не существует института перехода в друзскую веру. Сами друзы, верящие в переселение душ, утверждают, что каждой душе человеческой была представлена возможность принять друзское вероисповедание в период так называемых «отворенных врат» (до 15 века христианского летоисчисления, по некоторым другим сведениям — до 12-13 века х.л.). Все души, которые приняли решение о принятии друзской веры, перерождаются в друзов, остальные души отказались от перехода в друзскую веру.

Ассасины

  В конце XI в. в исмаилизме произошел раскол: образовался неоисмаилизм, ставший идеологией секты ассасинов («ассасин» – от арабск. «хашишиюн» – «курящие гашиш»), которые обожествили своего имама – Хасана ибн Шаббата (1033–1124). Он известен также под именем «Старца», или, лучше сказать, «Владыки Горы». 

  Хасан ибн Шаббат, один из проповедников исмаилизма, человек отважного духа, имел большое влияние в Каире. Это влияние, однако, возбудило зависть в других, которым удалось отправить его в ссылку. Его посадили на корабль, чтобы вывезти из страны, но поднялась буря, и все сочли себя погибшими. Но Хасан, приняв повелительный вид, воскликнул: «Аллах обещал мне, что со мною не случится ничего дурного!» Вдруг буря утихла, матросы закричали: «Чудо!» – и сделались последователями Хасана. Хасан прошел Персию, проповедуя и набирая прозелитов, и, захватив крепость Аламит, на рубеже Ирака и Дилема, которую назвал «Домом Богатства», учредил там свое правление.

  История времени Хасана полна его именем. Короли в самом центре Европы дрожали при его имени. Его могущественная рука достигала повсюду. Филипп-Август французский так его боялся, что не смел пошевелиться без телохранителей, и, может быть, неумолимый Владыка Горы щадил его именно за этот страх. 

Исмаилиты

  Исмаилиты – первоначальное название приверженцев Исмаила как седьмого шиитского имама. 

  В 972 г. исмаилитам удалось освободить из тюрьмы Обей-дуллаха, мнимого потомка Исмаила (потомка Пророка через Фатиму), и поместить его на трон Мади, а впоследствии одного из его преемников на трон Каира, таким образом подчинив Египет управлению потомков Фатимы. Египетские калифы, более признательные, чем вообще бывают государи, покровительствовали доктрине исмаилитов, доставившей им престол. Учение исмаилитов было официальной идеологией фатимидских халифов. 

  Доктрина исмаилитов состоит из общедоступного, внешнего (захир) учения и «скрытого» (батин), доступного только посвященным. Отсюда исмаилитов всех направлений называли вагинитами (с X в.). 

Шиизм

  Борьбу против ортодоксального, правоверного суннизма вели приверженцы другого основного направления – шиизма. 

  Шиизм возник во 2-й половине VII в. Его возникновение связано с именем Али б. Аби Талиба (убит в Куфе 21 января 661 г.) – четвертого «праведного» халифа, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада. 

  Шиитская традиция рисует Али очень набожным, честным, храбрым воином, самозабвенно преданным Мухаммаду и делу ислама. Эти качества Али, одним из первых принявшего ислам, а также его родство с пророком послужили его приверженцам основанием для того, чтобы приписать ему исключительное право на верховную власть, право, которое якобы завещал ему сам Пророк. Это право, по мнению сторонников Али, которых стали называть шиитами, было узурпировано сначала Омейядами, а затем Аббасидами. Возвращение верховной власти потомкам Али, в «семью пророка», шииты рассматривали как восстановление божественной справедливости. Али стал символом шиитского движения, в среде которого его почитание дошло до обожествления. 

Секты ислама

  Ислам (арабск., букв. – покорность), или мусульманство, – одна из наиболее распространенных религий, возникшая в начале VII в. в Аравии. В первые столетия существования мусульманского государства исламское вероучение представляло собой некую сумму религиозно-правовых предписаний и установлений, регулировавших взаимоотношения людей в обществе. Больше всего при этом интересовались вопросами права и внешней обрядностью. 

  Как и в христианстве, теология в исламе сложилась гораздо позднее, чем появилась сама религия. Разработка и истолкование догматов веры принадлежали не халифу, не государственным или религиозным учреждениям, а частным лицам, богословам, авторитет которых основывался исключительно на их познаниях в области религиозных наук. В этом состояла специфика ислама. 

  В отличие от христианства, провозгласившего, что православие есть повиновение церкви, ислам с самого начала рассматривался как повиновение Аллаху. Иными словами, ислам не признает посредничество между Богом и верующими. 

Евангельские христиане святые сионисты (мурашковцы)

  Секта мурашковцев появилась сравнительно недавно – в З0-е годы XX в. на территории Полесья, входившего тогда в состав Польши. В польской печати того времени появились сообщения о появлении на восточных окраинах государства новой секты во главе с «пророком кровавой веры» Иваном Мурашко. 

  Иван Мурашко был уроженцем деревни Размерки Полесского воеводства. Еще накануне первой мировой войны, как и тысячи его земляков, он уехал в далекую Америку искать счастья. В Америке Мурашко стал баптистом. После окончания первой мировой войны он вернулся на родину в качестве проповедника баптизма, затем – как пятидесятник. Но стать во главе общины ему не удалось. Тогда он решил: чтобы не быть зависимым ни от каких миссий и объединений, надо создать свою, «новую» веру. Осуществить эту идею, будучи просто рядовым пятидесятником, оказалось невозможным. Мурашко последовал совету журнала «Приидет примиритель», издававшегося в то время в Данциге, что «христианские идеи никогда не проникли бы в сердца и чувства людей, если бы не было знамений и чудес». Он объявил о «чуде»: «Утром во время молитвы Бог лишил меня дара слова». Притворился немым, отрастил длинные волосы и стал бродить по селам Полесья. На шее – грифельная доска, на которой записывал свои «пророчества» о скором конце мира и призывы к покаянию. Нередко, собрав группу крестьян, говорил «на разных языках». Бог, как писал Мурашко, сделал его немым в наказание за грехи людей, но открывал уста для проповедей: «Дух Святой поет через уста мои на разных языках».

Пятидесятники (Христиане евангельской веры)

  Пятидесятники появились в первом десятилетии XX в. почти одновременно в Уэльсе и Лос-Анджелесе и распространились во многих странах: Скандинавии, Венгрии, Польше, Германии, а также Латинской Америке. Особенно большой успех проповедь пятидесятников имела среди последователей лютеранства, методизма, баптизма. В настоящее время численность пятидесятников превышает 10 млн. человек. 

  В 1906–1914 гг. пятидесятники проникли из Скандинавии в Финляндию, оттуда в Россию. В 1944 г. члены этой секты влились в организацию евангельских христиан-б.аптистов, однако много общин пятидесятников не признало этого слияния. 

Свидетели Иеговы

  В ряду религиозных объединений протестантского типа особняком стоит «Общество свидетелей Иеговы», членов которой называют просто иеговистами. 

  Свое начало современный иеговизм ведет с 1872 г., когда небогатый американский торговец Чарльз Руссель создал кружок «Исследователей Библии», поставивший своей целью отыскать в «Священном Писании» пророчества о будущем человечества, которые ранее тщетно пытались обнаружить Вильям Миллер и его последователи. 

  Усилиями Русселя и его приближенных было создано вероучение, основанное на пророчествах, в которых, как казалось основателю иеговизма, преодолены ошибки его предшественников. 

Адвентисты

  Название секты происходит от латинского слова «адвентус» – пришествие. Основателем этого движения является небогатый американский фермер Виллиям Миллер (1782–1849). 

  Он был исполняющим обязанности проповедника баптистской общины, но с 1817 года углубился в Библию и усиленно стал заниматься пророчествами. Изучение книг Давида и Откровения Иоанна привело его к выводу, что мир находится непосредственно перед пришествием Христа, которое должно произойти между 21 марта 1843 г. и 21 марта 1844 г. Свое откровение он долго хранил в тайне. И только в 1831 г. начал об этом сообщать в своих проповедях, призывая к готовности встретить Христа. Его проповеди вызвали большой отклик, и много людей сгруппировалось вокруг него. В 1843 г. он имел 50 000 посетителей, среди которых было 200 проповедников. Некоторые из его последователей раздарили все свое имущество, чтобы, освободившись от всего земного, идти навстречу грядущему Господу, Но 21 марта 1844 г. прошло без каких-либо событий. 

Баптисты 

  Название этой секты происходит от греческого слова «баптизо» (что значит погружать в воду), означавшего первоначальный способ крещения христиан. 

  Баптизм как самостоятельное религиозное течение оформился в Англии в начале XVII в. как оппозиция официальной англиканской церкви. Первая община баптистов в Англии появилась в 1612 г., в 1644 г. был опубликован манифест 7 баптистских общин Лондона. В Америке первая баптистская община была основана в 1639 г. Р. Уильямсом, в Германии – в 1834 г. В 1905 г. образовался «Всемирный союз баптистов», который объединил 7 млн. членов. В 1956 г. насчитывалось около 2-2 млн. баптистов, из которых 19 млн. в Северной Америке, главным образом в США, и 1,2 млн. в Европе, из них в Англии – 340 тыс. Всемирный совет баптистов находится в Вашингтоне (США). 

  В России баптизм появился в 60-х годах XIX в. и распространился на территории Южной Украины, Закавказья, Поволжья. В 1916 г. в России насчитывалось около 60 тыс. баптистов. 

Истинно-православное христианство 

  После 1917 г. в православной церкви наметился раскол. Появились два лагеря: тихоновцы и обновленцы. Кроме этого, в православии возникло множество различных группировок: последователи истинной православной веры (ПИПВ), истинной веры христианской (ИВХ), истинно-православная церковь (ИПЦ), истинно-православные христиане (ИПХ) и союз православных церквей (СПЦ). 

  Религиозные взгляды истинно-православных христиан не выходят из основного русла православного мировоззрения, но имеют некоторые отличительные черты.