Друзы — арабоязычная этноконфессиональная группа, по происхождению — одно из ответвлений исмаилизма, однако прекратившая конфессиональные контакты с исмаилитами ещё в Средние века. Проживают в Ливане, Сирии, Иордании и в Израиле. Существуют многочисленные группы друзов в США, Канаде, Франции, Великобритании, Западной Африке, Карибском бассейне и других странах, состоящие из потомков эмигрантов.

  Религия друзов откололась в 11 веке от шиитской секты исмаилитов, но, в последующем, значительно изменилась. Друзское вероучение возникло в начале 11 века под влиянием проповеди миссионера Мухаммеда бен Исмаила Наштакина ад-Дарази (и названа по его имени) среди исмаилитов Египта и Южного Ливана. Сами друзы нередко негативно относятся к личности Дарази и слово «друзы», как самоназвание не употребляют (часто воспринимают его, как оскорбительное). Они используют в отношении себя слово «мувахиддун» (или Ахль ат-таухид), которое может быть переведено как «единобожники», а может быть переведено как «объединившиеся» .

  Переход друза в другую религию невозможен, так как он означал бы и утерю национальной принадлежности. Друзом считается только тот, чьи мать и отец — друзы. Принять вероисповедание друзов невозможно, так как не существует института перехода в друзскую веру. Сами друзы, верящие в переселение душ, утверждают, что каждой душе человеческой была представлена возможность принять друзское вероисповедание в период так называемых «отворенных врат» (до 15 века христианского летоисчисления, по некоторым другим сведениям — до 12-13 века х.л.). Все души, которые приняли решение о принятии друзской веры, перерождаются в друзов, остальные души отказались от перехода в друзскую веру.

Друзы

  Друзы принимают доктрину такыйя («мысленная оговорка», которая может использоваться для сокрытия подлинных взглядов), согласно которой верующий, живущий во враждебной среде, может внешне принять её условности, сохраняя в душе истинную веру. Ложь и дезинформация иноверцев ради выгоды общины не являются предосудительными.Друзское общество представляет собой замкнутую организацию, возглавляемую уккаль (умные, знающие, множественное число от акиль), которые руководят массой верующих (джуххаль — невежественные, множественное число от джахиль). Представляется, что существует довольно сложная иерархия уккаль. Есть также высшие духовные авторитеты, которых называют «аджавид» (множественное число от джеййид) — совершенные. Уккаль можно стать только по достижении 40 лет, пройдя серию специальных многолетних курсов и программ религиозного и философского обучения. Принято считать, что, например, ни Камаль Джумблат, ниВалид Джумблат уккаль не были, да и не могли ими быть. Ряд специалистов отмечают наличие конфликтов между уккаль и светским руководством друзской общины.

  Ближневосточные друзы говорят на сиро-ливанском и палестинско-иорданскомдиалектах арабского языка. Численность друзов в настоящее время превышает три миллиона человек. Наиболее крупная их община проживает в Сирии (район Джебель-Друз, административный центр — город Сувейда) — более 800 тысяч человек. Более полумиллиона друзов проживает в Ливане, главным образом в горных районах южной части страны. Около 120 тысяч друзов живёт в Израиле. Значительное количество друзов продолжает эмигрировать в США, Канаду, Западную Европу, где существуют многочисленные друзские общины. Значительная часть друзских эмигрантов забывает родной язык и уже во втором-третьем поколении начинает говорить только на языке страны пребывания (чаще английском, французском, испанском и др.).

Друзы

  Самая известная из шиитских сект — исмаилиты — возникла в VIII веке. В её основе лежало, по не вполне достоверным данным, имеющее место быть учение об «инкарнации» (хулул) — «воплощении Божества в человеке», якобы общее для крайних сектшиизма, которых обвиняли в том, что они обожествляли пророка Мухаммада, халифа Али как его преемника и последующих имамов из рода Алидов.

  В 996—1021 годах в Египте правил исмаилитский фатимидский халиф Аль Хаким начавший крупномасштабную программу административных реформ и готовивший большую кампанию против византийцев в Сирии и Малой Азии, а также независимо от неё против Аббасидов в Месопотамии. Вместе с тем, по свидетельствам его противников, он был эксцентричным и даже психически нездоровым человеком. В целом, ряд востоковедов считает, что его правление было отмечено началом упадка халифской власти (например, эта точка зрения отражена в Большой советской энциклопедии).Оппоненты Хакима утверждали, что он якобы объявил себя инкарнацией бога, что не подтверждается сохравнишейся перепиской Хакима. Более вероятной представляется точка зрения, что некоторые «чрезмерно преданные» придворные распространяли это утверждение против волиАль Хакима. Нельзя исключать, что наиболее известным пропагандистом этой точки зрения был Дарази.

  Очевидно (но строго не доказано), что Дарази сыграл решающую роль в оформлении идеологии реформ Хакима и проведении этих самых реформ в период самых радикальных мер и в уничтожении оппозиции реформам, по меньшей мере, в области внешней политики, пропаганды исмаилизма за рубежом, а также управления завоеванными Фатимидами провинциями. Христиане различных конфессий и евреи представляли собой основу административного аппарата Фатимидов, которые, будучи выходцами из отсталой части Северной Африки и революционными разрушителями суннитского государственного аппарата, были вынуждены в части гражданской администрации опираться на более образованные христианские и еврейские круги, при этом поддерживая баланс сил между различными христианскими конфессиями: православными, коптами, различными видами несториан, католиками, а также национальными церквями-армянами и эфиопами. Однако ко времени воцарения Хакима, этот баланс был резко нарушен в пользу коптов и частично православных-мелькитов, занявших основные административные посты.

  На первом этапе реформ Хаким поддержал Дарази, нанося удар по традиционным христианским конфессиям и поддерживая оппозиционные христианские церкви и еврейскую общину, играя на имущественных конфликтах между христианскими конфессиями. Однако, в дальнейшем представителями консервативных христианских элит удалось взять вверх, что привело к опале (и, возможно, казни) Дарази.

  Распространена (из исмаилитских иcточников) версия, что Дарази попал в опалу после того, как провозгласил (очевидно против воли самого халифа) аль-Хакима инкарнацией бога. По одной версии он бежал в Ливан, где начал проповедовать учение о божественности Хакима, по другой — был казнен.

  Его учеником и, вероятно, продолжателем его дела был Хамза Ибн Али ибн Ахмад, хотя по версии, распространенной среди друзов, Хамза сильно расходился во взглядах с Дарази и фактически был его оппонентом. По заверениям некоторых источников, друзского просихождения, друзские рукописи, говорят, что Хаким пережил ту роковую ночь, когда его должны были убить по приказу сестры; но, устав от власти, он удалился в пустыню Аммона и там создал учение, которое позднее поведал его ученик Хамза. Наконец есть распространенная в кругах, близких к друзским шейхам, версия, что не Хамза был учеником Дарази, а, наоборот, Дарази был учеником Хамзы, исказившем волю и мысли своего учителя. Эта версия дает труднопредставимую картину о якобы существовавшем триумвирате единомышленников — Аль Хакима, Хамзы и Дарази, которая едва ли может быть принята в силу различия статуса этих трех деятелей и известных нам более-менее достоверных фактах.

  Реформаторская деятельность Аль Хакима вызвала раскол в среде его приближенных.Наиболее радикально настроенные исмаилиты после перехода Аль Хакима к более взвешенной политике и вероятной опале и даже казни Дарази покинули двор Хакима и укрылись в горах Ливана, где начали активную пропагандисткую деятельность. В 1021 году Аль-Хаким исчез при таинственных обстоятельствах, по всей видимости был убит своими приближенными, немедленно начавшими кампанию по очернению Хакима. С учетом времени, потребного для распространения сведений о смерти халифа, а также сомнений в их достоверности, прото-друзы верили, что он не умер, а ушёл «в сокрытие» (скрывается и готовит силы для возвращения себе престола). Позднее это трансформировалось в религиозное убеждение, что Хаким появится в День Страшного суда в качестве махди. Принявшие взгляды Дарази племена и кланы и составили основу друзов.

  В XII и XIII вв. друзы принимали деятельное участие в борьбе с крестоносцами, а по их изгнании продолжали составлять конфедерации с другими владетельными эмирами, вести войны и распространять свое влияние на другие области Сирии, признававшей тогда над собою власть египетских султанов. При нашествия монголов под руководством Хулагу, и при нашествии Тимурленга, Шихабы, княжество которых находилось в Антиливанском хребте по соседству с Дамаском, было покорено и разорено дикими завоевателями, и они искали убежища на Ливанском хребте, в неприступном округе Шуф, где устояли эмиры Мааны.

  При завоевании Сирии турками (в 1516 г.) и по разбитии султаном Селимом халебских эмиров и войска египетского эмиры Южного Ливана и Антиливана, между коими особенно славился Фахр эд-Дин Маан, основатель величия друзов, перешли на сторону победителя, помогли ему своим оружием и были им утверждены в своих наследственных уделах. Владетели северных отрогов Ливана, эмиры Танух и Джемаль эд-Дин оставались верными египетскому правлению, а потому были вынуждены спасаться бегством от турецкого нашествия.

  Таким образом, на протяжении средних веков и нового времени друзы имели свою наследственную землевладельческую аристократию, династии правящих эмиров (Мааны, сменившие их Шихабы и др.). Наибольшего подъёма власть друзских эмиров в Ливане достигла при Фахр-ад-дине (Фахраддине) II Маане (правил в 1590—1633 годах) и Башире II Шихабе (правил в 1788 или 1789—1840 годах). Основным занятием населения было земледелие; ремеслом и торговлей друзы до начала 20 века почти не занимались. 

  Турецкое правительство систематически разжигало конфликты между алавитами и друзами для протвостояния феодальной вольнице, последовательно поддерживая то одну, то другую стороны, хотя алавитские шейхи Хамади и эмиры Харфуш из округов Джубейль и Баальбек по собственному движению признавали над собой власть Фахраддина и домогались его покровительства. (Племена алавитов также занимали окрестности Сайды и городок Сур), а также алавиты и друзы многократно объединялись в борьбе с турками и египтянами.

  В начале XVIII века в результате войны между кланами Джумблатов и Арсланов, с одной стороны, и аль-Атрашей, которые являются потомками Фахраддина Маана, и Хамданов, с другой, часть друзов (проигравшие аль-Атраши и Хамданы) переселилась в Хауран (современная Сирия), район, получивший название Джебель-Друз (горы друзов).

  В XVIII веке алавитские феодалы и племена в Леванте стали более сильными, чем друзы. В этот период друзы часто поддерживали алавитов, несмотря на происки турецких специальных служб, пытавшихся развязать конфликты между друзами, алавитами и исмаилитами, последние же, выступив против алавитов, были практически полностью вытеснены со своих территорий в Леванте. (Алавитский шейх Насиф Нассар помимо прочего выступил союзником российского Средиземноморского флота в во время русско-турецкой войны 1768—1774 гг., когда Екатерина II направила русскую эскадру под командованием А. Г. Орлова из Балтийского в Средиземное море для операций против турецкого флота и для поддержки антитурецкого движения греков и славян. После поражения турецкого флота в битве при Чесме 26 июня 1770 г. русская эскадра осуществляла полный контроль над восточной частью Средиземного моря. Основная база русского флота находилась на о-ве Паросе в порту Ауза, откуда русские суда блокировали средиземноморские владения Турции и уничтожали остатки турецкого флота).

  Во время Египетского похода Бонапарта алавиты поддержали французскую армию при осаде Акки. После капитуляции французского экспедиционного корпуса шейхи алавитов стали жертвой мстительности турецких пашей, мамелюков и местных феодалов. Они пытались обратиться за спасением к своим историческим врагам друзам, но те отказали в помощи, главным образом, в силу неопределенности своего собственного статуса и историческими связями с Британией. Тем не менее, друзские шейхи смогли заметно снизить масштабы расправы, которая не приняла формы геноцида, но ограничилась ликвидацией большой части феодальной верхушки и резкого сокращения территорий под контролем алавитских шейхов.

  В 40—60-х годах 19 века в Ливане происходили вооружённые столкновения между различными общинами, особую ожесточенность принял затяжной конфликт между друзами и христианами-маронитами (наиболее сильными вспышки боевых действий были в 1841, 1845, 1860 годах). На самом деле религиозный антагонизм играл меньшую роль, чем проблемы эксплуатации крестьян и проблемы оттоманского административного деления в Леванте. Как правило, культовые сооружения сторонами не уничтожались, а покушения на христианских клириков и аджавидов рассматривались обеими сторонами как крайне предосудительные вещи. Решающую роль сыграл тот факт, что конфликт разжигался интригами соперничавших в Сирии и Ливане европейских держав, причем Британия поддерживала друзов, Франция — маронитов, а Россия — православных.

 Попытки властей Османской империи во 2-й половине 19—20 вв. положить конец друзским «вольностям» (отсутствие воинской повинности, право ношения оружия, неограниченная власть друзской знати над остальными друзами) вызывали частые антитурецкие выступления (1869, 1888, 1894—1897, 1904, 1910 и др.).

  После первой мировой войны по соглашению Сайкс-Пико друзские территории в Ливане и Сирии вошли в состав французского мандата (1920—43), однако британские внешнеполитические и секретные ведомства продолжали интенсивные контакты с левантийскими друзами. Джебель-Друз был центром общесирийского национального восстания в 1925—27 годах. В 1921—1936 годах автономное друзское государство существовало в рамках французского манадата.

  В годы II мировой войны после кровопролитного освобождения Леванта войсками Сражающейся Франции (позднее Свободная Франция) и Великобритании в 1941 году от вишистских войск генерала Денца, британцы попытались сформировать друзские кавалерийские эскадроны под своим руководством и заняли французское представительство в Сувейде. Это привело к острому конфликту режима Де Голля и Правительства Черчилля. По словам Де Голля это был «самый острый конфликт» между Британией и его режимом. Кроме того, британцы монополизировали торговлю Леванта и получили право на строительство железной дороги без согласования с Де Голлем.

  При формировании первых суверенных, но подмандатных Правительств Ливана друзы получали в них один-два министерских поста. В настоящее время друзам обычно предоставляется три министерских поста, причем всегда им отдается пост Министра по делам перемещенных лиц.

  Ряд марксистских историков, а позднее и последователей исторического структурализма, а также последователей М.Веберапроводили аналогию между крайними (хулат) фракциями шиизма (друзами, алавитами) и протестантскими реформаторами в Германии (Лютер), Швейцарии Кальвин или Англии (пуританизм и англикантство). При этом предполагалсь, что взгляды друзов должны были сыграть аналогичную роль, как и «протестантская этика» в Западной Европе в институциональном оформлении перехода от феодальных к капиталистическим отношениям. К сожалению, революция друзов проиграла (как и реформация, например, в Испании) погибнув в результате внешних факторов — крестовых походов и разорительного монгольского завоевания.

  Все сведения, которыми располагает западное востоковедение о религии друзов, следует считать не вполне достоверными. Положение усугбляется применением принципа такыйя (мысленная оговорка), позволяющего друзам публично отрекаться от своей религии, храня ей верность в душе, а также тем фактом, что среди друзов-уккаль практически не было вероотступников, раскрывающих секреты своей религии. Разглашение же секретов уккаль карается смертной казнью. Блаватская отмечала: «Сочинение, подаренное французскому королю Наср-Аллахом как часть Писаний друзов и переведенное „Petis de la Croix“ в 1701 году, — это явная подделка. Ни одна из копий, содержащихся в Бодлеанской, Венской или Ватиканской библиотеках, не является подлинной, и кроме того все они представляют собой копии друг друга. Велико было всегда любопытство путешественников, и ещё большими — усилия упрямых и назойливых миссионеров проникнуть за покров друзского культа, но все они окончились безрезультатно».

  Предположительно, религию друзов систематизировал как самостоятельную парадигму, Хамза Ибн Али — современник Ад-Дарази, (по друзским легендам — оппонент Дарази; по сведениям противников друзов, единомышленник и ученик Дарази). Крупнейшим идеологом друзской религии был ас-Сайид Абдалла ат-Танухи (умер 1480).

  Друзская религия совмещает принцип единобожия с признанием последнего божественного воплощения в фатимидском халифеАль Хакимe.Религиозные собрания проходят в домах для собраний (хальва) (у современных друзов эти здания по форме напоминают маленькие стадиончики) по четвергам после захода солнца. Некоторые обряды культовой практики друзов, вероятно, уккаль проводят в малодоступных местах, в строгой тайне.

Друзы  Основным достоинством для человека считается истина. Друзы предположительно верят, что Бог раскрывает себя в последовательных инкарнациях. Первым его проявлением был Универсальный Разум, который воплотился в Хамзе Ибн Али. Почитая Ветхий Завет, Новый Завет, а так же Коран, друзы читают собственные священные книги в домах для собраний (хальва). В европейском востоковедении считается, что основной культовой книгой друзов является «Расаиль аль Хукма» (Письма о знании), копия которой находится в завернутом состоянии в местах паломничества друзов, однако прикасаться к ней имеют право только друзы, прошедшие специальную подготовку. Вместе с тем, друзы в беседах с иноверцами часто подчеркивают, что единственной религиозной книгой в их доме является Коран, давая понять, что друзские тексты не являсь сакральными, представялют собой лишь ученые комментарии на святые тексты. Есть основания полагать, что востоковедам не удастся решить проблему сравнительной значимости религиозных текстов друзов.

  Для друзской религиозной практики характерно наличие большого количества мест для паломничества, которые посещают (обычно семьями) друзы из разных стран. Такие места часто служат местом знакомств друзской молодежи, где заключается большое число браков друзов с разным гражданством.

  Ряд европейских эзотерических мыслителей (например, Блаватская) считают религию друзов (а заодно иалавитов)видоизмененным наследником «платонических», «гностических», эзотерических древних культов. Однако серьёзные востоковеды к таким положениям относятся со скепсисом и редко даже принимают вопрос к рассмотрению.Вопрос о том, является ли религия друзов самостоятельной или частью ислама, остается дискуссионным. Помимо прочего он несет и политическое значение, так как в ряде стран (например, Сирии, Израиле или Ливане) некоторые высшие должностные посты могут занимать по учредительным или конституциональным актам только мусульмане, евреи или христиане. В этой связи важным является классификация религии друзов.

  С формальной точки зрения мусульманином является тот, кто в присутствии двух свидетелей произнесет символ веры (шахаду), состоящий из двух положений: (1) о том, что бог един и (2) что Мухаммед является пророком бога. По исламскому законодательству это необходимо и достаточно для признания человека мусульманином. Друзская религиозная практика признает оба положения. Однако ряд мусульманских юристов (наиболее известный — Ибн Таймийя) издавал фетвы о том, что друзы не могут являться субъектами правоотношений с мусульманами по законам, регулирующим отношения между мусульманами. Положение усугубляется практикой «такыя», которая позволяет, например, друзам, произносить шахаду, делая в уме мысленную оговорку, которая с их точки зрения, лишает клятву сакрального смысла. Отмечалось, что в Сирии друзы в разговорах с иноверцами предпочитают называть себя мусульманами, а в Израиле — самостоятельной религией.

  Для друзов обязательна моногамия, молитва может быть заменена медитацией и не является обязательной, пост заменён периодами молчания и воспринимается как воздержание от открытия истины непосвящённым, закят (милостыня в пользу бедных) не регламентирован и воспринимается как взаимопомощь. Друзы отмечают только два праздника: общемусульманский праздник жертвоприношения и общешиитский траурный день Ашура.

  Друзы принимают учение о переселении душ. По мнению друзов, существует ограниченное количество душ, которые переходят из одного тела в другое в момент смерти. Для души определены понятия, близкие к детерминированности и отсутствию свободы воли, сама душа при этом, возникнув от искры вечной воли, бессмертна. Все деяния души в течение всех её перевоплощений будут учтены на Страшном Суде.

  Учение о переселении душ служило важным фактором в морально-психологической подготовке знаменитой друзской кавалерии (британские вооруженные силы настаивали на формировании друзских эскадронов для своей армии даже во время II мировой войны). Так как душа возрождается в новом теле, то смерть не является пугающей для друзских бойцов, который шли в атаку со знаменитым возгласом «Во чреве матери» (я вновь появлюсь), наводившим ужас на противников (начиная от крестоносцев и заканчивая маронитскими феодалами).

  Под вопросом остается наличие души у женщины. Ряд источников утверждает, что согласно друзским верованиям у женщин бессмертной души нет, однако более достоверные источники сообщают, что друзы полагают, что душа по своей сути беспола, а следовательно, может возрождаться как в мужском, так и в женском теле. Это нашло отражение в ливанской школепсихоанализа.

  Доктрина Танассух находит своей отражение в друзской литературе и фольклоре, где, как литературный прием часто используются воспоминания о предыдущих жизнях лирического героя. Очень часто описывается лирический герой, проживающий множество жизней; при этом получается рациональный, но очень эмоциональный, чрезвычайно тонкий, «рвущий душу» текст.

  Новейшая история Сирии после получения независимости показывает, что друзская община, неразвитая в экономическом отношении, подвергающаяся целенаправленному влиянию британской политики (в отличие от остальной, франкофильской Сирии) стала препятствием для социально-экономического преобразования страны. Некоторые исследователи говорят даже о «гражданской войне» между друзскими феодалами и центральным правительством Сирии после получения независимости. В целом, друзы рассматривались как «неблагонадежные элементы». Бывший президент Сирии (правил в 1949—1954 годах) АдибШишакли был убит в 1964 году в эмиграции в Бразилии друзом, мстившим за разрушения Джебель-Друз.

  Только после прихода к власти партии Баас и особенно алавитского главы государства Хафеза аль Асада положение начало меняться. Лидер друзского движения легендарный патриот Султан Паша аль-Атраш даже получил высшую государственную награду Сирии из рук Президента Хафеза аль Асада. Друзы получили больше равноправия, однако вплоть до сих пор Джебель Друз остается преимущественно аграрным регионом с относительно малоразвитой промышленностью. Среди мусульманского и христианского населения Сирии бытуют антидрузские предрассудки (так, например, многие мусульмане утверждают, что друзы мусульманами не являются, хотя такое утверждение прямо запрещено мусульманским правом). Правительство Сирии часто оказывается не в состоянии разрешить земельные споры между друзскими общинами и окрестными, преимущественно, бедуинскими племенами, что приводит к межобщинным столкновениям, которые Правительство Сирии иногда бывает вынуждено регулировать вводом войск на спорные территории.

Друзы

  Знаменитое, историческое вино, упомянутое ещё в Ветхом завете (Песнь песней) и во всей мировой литературе вплоть до полковника Лоуренса, изготавливаемое в Сувейде, в настоящее время производится, главным образом, друзами (за исключениемкагора, которое, естественно, лучше получается у христиан).

 В Израиле друзы активно сотрудничают с властями. В частности, друзы служат в Армии обороны Израиля на общих основаниях, несмотря на то, что, как и часть нееврейского населения, друзы могут быть освобождены от службы в армии (друзские старейшины в своё время добровольно взяли на свои общины воинскую обязанность). Друзское население включено в общественную жизнь, в числе депутатов Кнессета есть представители общины. Ранее друзские территории являлись только аграрными, промышленное производство в них не развивалось. В 70-е годы в районе друзских поселений был создан промышленный парк Тефен, который интегрировал в передовые отрасли промышленности многих представителей друзской общины. Кроме того, друзы работают на многих предприятиях таких городов как Маалот-Таршиха, Кармиэль и Нагария.

  Принято считать, что политические взгляды определенной части друзской общины Ливана выражает Прогрессивно-социалистическая партия Ливана (входит в Социнтерн), хотя в ПСП состоят представители разных общин Ливана, а сама партия выступает как подчеркнуто антиконфессиональная. Вместе с тем, представители друзской общины состоят в ливанских политических партиях (но не движениях) и выступают против кандидатов от ПСП на выборах на участках, зарезервированных для друзов. 

  Внешнеполитический вектор Джумблата построен на принципе защиты интересов Ливана. Для того чтобы защитить свой народ от внешних и внутренних врагов, он в свое время сблизился с маронитами, утверждая, что все конфликты остались в прошлом и не повторяться в будущем никогда. Он считает своим долгом поддерживать палестинское сопротивление и всеми силами противостоять Израилю.В.Джумблат говорит, что у друзов, независимо от страны проживания, должно быть общеарабское сознание, которое необходимо выражать в объединении с палестинцами против израильской политики. Он неоднократно призывал друзов, проживающих в Израиле, к консолидации с палестинцами, с которыми их связывают общие этнические корни. В. Джумблат предлагал представителям общины перейти к решительным действиям против израильских властей, указывая на то, что они могут рассчитывать на помощь и поддержку друзов проживающих в Ливане.Призывы к консолидации израильских друзов и палестинцев, под лозунгом общности этноса, не мешают В. Джумблату говорить о своих курдских корнях. На антисирийских митингах он может заявить, что президент САР не решил собственную (курдскую) проблему в стране, и поэтому не имеет права вмешиваться в проблемы Ливана. Однако он тут же называет себя ливанцем, для которого нет принципиальной разницы, к какой этноконфессиональной общности он принадлежит.Примечательно что, будучи главой одного из наиболее влиятельных друзских родов, он считает, что религиозная принадлежность совершенно не важна для человека посвящающего свою жизнь стабильности и процветанию Ливана.

  Позиции лидера ПСП подвергаются резкой критике в среде израильских друзов. Они считают, что его бескомпромиссность в вопросах мирного урегулирования арабо-израильского конфликта, косвенно приводит к негативным последствиям для всех членов общины без исключения. Заявления, в которых Джумблат говорит о том, что он против заключения сепаратного мира между Ливаном и Израилем, даже в тех случаях, если Сирии вернутся Голанские высоты, а палестинцы получат независимое государство, по мнению израильских друзов негативно окрашивают всю общину. В настоящее время является противником сирийского влияния в Ливане.Взаимоотношения В.Джумблата с Вашингтоном уже давно можно назвать натянутыми. Джумблат открыто называет США своими врагами и делает в адрес их руководства всевозможные негативные заявления. Так в ноябре 2003 г., после покушения на П.Вольфовица, Джумблат открыто высказал свои сожаления по поводу того, что террористам не удалось осуществить задуманное, назвав при этом заместителя министра обороны США «вирусом, который необходимо уничтожить»В. Джумблат входил в состав правительства «национального единства» возглавляемого О. Караме. В мае 1992 г., он вошёл в правительство Р. Сольха, а после него в кабинет Р. Харири. В состав правительства Омара Караме В. Джумблат не вошёл, поскольку принял демонстративное решение, категорически отказываться от работы любого кабинета при президенте Э. Лахуде.

Друзы Голанских высот в типичной одежде религиозных «уккаль»
Друзы Голанских высот в типичной одежде религиозных «уккаль»

  В результате Шестидневной войны (июнь 1967 г.) и Войны Судного дня (октябрь 1973 г.) Израилем были заняты Голанские высоты, принадлежавшие Сирии и заселённые преимущественно друзами (например, город Мадждаль Шамс (Мадждаль Шамс)). В 1981 г., после распространения израильского суверинитета на Голаны, друзское население этого региона получило израильское гражданство, но в большинстве сохранила и сирийское. В друзских поселениях на Голанских высотах основная часть населения занята в сельском хозяйстве и туристическом бизнесе. Переговоры Израильского правительства с Сирией (во времена Хафеза Асада) привели к опасениям среди друзов Голанских высот, что возврат этого района Сирии может привести к репрессиям со стороны правящего в Дамаске режима.