Молокане - прыгуны 

 Сами себя прыгуны называли «духами», а свою секту – «сектою духов». 

 Уже через 20–25 лет после того, как возникла эта секта (30-е годы XIX в.), ее приверженцы разделились на два направления: первоначальных или обычных прыгунов и прыгунов-максимистов. Коренное отличие между ними состоит в том, что первые за Бога признают Иисуса Христа, а вторые – живую личность, в то время инициатора второго направления – Максима Рудометкина, известного тогда главу этого направления в Закавказье. 

 Молитвенные собрания у прыгунов-максимистов раньше бывали двух родов: с духом (т. е. с духодействием, с прыганием) и без духа. На собраниях с духом прыгуны прыгают. Свое прыганье они называют «духовной пляской». В некоторых общинах прьиуны прыгали голыми, ссылаясь при этом на Адама и Еву, которые не стыдились своей наготы. Духовную пляску прыгуны совершают в такт одной из своих песен, имеющей название «Нову песню мы поем, путем истинным идем», которая является по мотиву плясовой, но духовного содержания. 

Духовные христиане 

  Секты «духовного христианства» возникли во второй половине XVIII в. – первой половине XIX в. В отличие от старообрядчества, в мировоззрении которого преобладал мотив идеализации патриархальной старины, духовные христиане выдвинули идеи, присущие реформационным движениям: отрицание церкви и всего института духовной иерархии, основных христианско-православных догматов, проповедовавшихся православной церковью. 

  Начали духовные христиане с уничтожения икон, видя в них дело рук человеческих, потом перестали посещать церкви. Они отказывались от причастия, так как не верили, что при евхаристии хлеб превращается в тело, а вино – в кровь. «Богу нужно поклоняться не внешним обрядом, а духом», – заявляли они. Их идеалом был человек-труженик, не обязанный никому служить, независимый, не подчиняющийся закону, руководствующийся лишь велением разума. В идиллических чертах рисовалось им будущее общество свободных крестьян. 

Бегуны (странники)

Одним из мест, облюбованным старообрядцами, которые бежали из центральной России в безлюдные лесные пустыни на окраинах государства, была Вятская губерния. И не случайно одну из станций Вятско-Двинской дороги, проложенной в последние годы прошлого века, назвали Староверческой. 

И вот в этом краю незадолго до первой мировой войны объявился невесть откуда и быстро прижился «странник» Христофор Зырянов. Ему было тогда лет сорок. «Бегунскую веру» Зырянов и принялся здесь распространять. Почва для такого посева была плодородная, и лет через десять Христофор стал полновластным наставником многочисленных единоверцев. Местное население называло их уже не иначе как христофоровцами или подпольниками. 

Старообрядчество 

Исходной формой религиозного сектантства в России явилось старообрядчество – ряд религиозных течений, отрицавших обрядовую форму русской православной церкви, осуществленную патриархом Никоном в 1650-х гг. Старообрядчество жестоко преследовалось царской администрацией и официальной церковью. Совращение православных в ересь строго пресекалось и к расколу применялось публичное ока-зательство (ряд запрещений, в частности, устраивание крестных ходов, пение на улицах, площадях и т. д.). Спасаясь от репрессий, старообрядцы бежали в труднодоступные малозаселенные местности – в Поморье, Заволжье, на Дон и Яик, в Сибирь, за рубежи России. Крупнейшим духовным и организационным центром старообрядчества была Москва. К старообрядчеству примыкали различные слои общества: боярство, духовенство, стрельцы, крестьянство, посадское население. Социальная неоднородность обусловила наличие большого числа группировок, на которые разделилось старообрядчество. Основными течениями старообрядчества являются беглопоповщина, поповщина и беспоповщина.Беглопоповщина – это наиболее ранняя форма старообрядчества. Название свое это течение получило из-за того, что верующие принимали священников, переходящих к ним из православия. 

Трубадуры. Религия любви

     У каждой эпохи есть своя цветочная гамма, своя мелодия. Случается,  что торжественные хоралы и мессы легко заглушает скабрезная  песенка,  а  нежная лютня перекрывает гулкие вздохи органов.

     Тысячелетие, условно разделившее античность и новые времена,  с  трудом умещается в прокрустово ложе, традиционно именуемом Средними веками – эпохой крестовых походов. Замершая в ожидании вестей от крестоносцев Европа бредила мрачным фанатизмом и невежеством, аскетическим  умерщвлением  плоти,  ужасом перед адскими муками и постоянным ожиданием Страшного Суда.

     Но было в то время и нечто совсем иное - полнокровная жизнерадостность, утонченная роскошь, куртуазная изысканность жестов и слов.

Тулузский крест

   КАТАРЫ (от греч. "чистый") - еретическая секта, появившаяся около  1116г. в Италии, ставшей впоследствии важнейшим центром катаров.

  Эта секта имела большое сходство с  манихеизмом.  О  ней  имеется  мало сведений, т. к. катары скрывали свои доктрины не только от света,  но  и  от своих прозелитов низших степеней.  Катары  верили  в  переселение  душ.  Они предполагали,  что  для  того,  чтобы  достигнуть  света,  потребуется  семь подобных переселений. Катары не почитали, презирали крест, т. к. считали его орудием смерти Иисуса Христа, и говорили, что крест - это изображение  зверя в Апокалипсисе и предмет омерзения в святом храме. Катары вели  трудолюбивую жизнь, основывали школы и больницы.  Они  не  порицали  самоубийства,  имели коммунистические наклонности и были против брака.

Манихеи

     В IV в. в Римской империи появляется  секта  МАНИХЕЕВ,  основанная  на дуалистическом мировоззрении  и  близкая  к  гностический  учениям,  которая приобретет особое значение в последующие века.

     Название   этой   секты   происходит   от   имени   ее   основателя   - полулегендарного Мани (ок. 216 - 276). Он родился в  Ктесифоне  (Персия),  в сельце  сектантов-"крестильников",  примыкавших   к   гностическим   общинам мандеев. В силу этого Мани  рано  познакомился  с  эзотерическими  учениями. Какое-то время он был христианским пресвитером.

     Черпая   понемногу   из   разных   источников,   он   выработал    свою христианско-гностическую   доктрину   и   под   именем   Параклеита    начал проповедовать новое учение при дворе персидского царя Шапура  I.  Со  своими проповедями он обошел многие города и страны, добрался  до  границ  Индии  и Китая, где познакомился с даосами и буддийскими монахами. Именно в это время он угодил в рабство, откуда его выкупила богатая вдова. Этот факт  биографии (возможно, вымышленный) так подействовал на воображение его  последователей, что они прозвали своего  пророка  "сыном  вдовы",  а  вскоре  так  же  стали называться и сами сектанты. На какое-то время Мани совершенно  исчез  из  их поля зрения, удалившись в пещеру, где питался одной травой.

Монтанисты

     Во  второй  половине  II  в.,   когда   в   Римской   империи   начался внешнеполитический, а затем и внутренний кризис, в  христианстве  появляется новое течение. Это течение связано с именем МОНТАНА.  Он  жил  во  Фригии  - одной из областей Малой Азии, которая входила в римскую провинцию Азия.  Был жрецом  фригийской  богини  Кибелы,  потом  принял  христианство   и   начал проповедовать  свое  учение,  в  котором  были  возрождены  элементы  ранних христианских верований.

     Главную роль среди  сторонников  Монтана  играли  пророки.  Возможность обрести дар пророчества признавалась за любым верующим, через пророков  стало распространение нового учения, в то время  как  в  большинстве  христианских общин руководящая роль принадлежала епископам.